ЖурналИнструкцииПотребительский рынокРынкиФинансы

Как устроены кэшбэк-сервисы и чего следует опасаться

Рынок кэшбэк-сервисов уверенно растет в России. Ему помогают либеральность властей, не понимающих пока, как его регулировать, и растущий спрос на интернет-покупки. Поэтому множащиеся интернет-сервисы по предоставлению кэшбэка пока позволяют себе достаточно вольно обращаться с клиентами — на место одного потерянного приходит десяток новых. Но у себя каждый из нас один. И если не хочется жалеть впоследствии о потраченных на ненужные вещи деньгах, следует понимать, что это — не халява, а бизнес. Вы — участник этого бизнеса, и неплохо бы знать его правила.

Как работают кэшбэк-сервисы

Термин «кэшбэк» наиболее известен в банковской сфере: банки выпускают карты, расплачиваясь которыми клиенты получают возврат оговоренного процента стоимости каждой покупки. С кэшбэк-сервисами все обстоит примерно таким же образом, однако если в случае с банком кэшбэк клиент получает строго через заранее определенное банком время, то у кэшбэк-сервисов возврат средств занимает неопределенное время и зависит от четкости взаимодействия сервиса и магазина. Кэшбэки стали так популярны у интернет-покупателей, что это направления развивают не только специльные сервисы, но многопрофильные компании, такие как “Биглион” https://www.biglion.ru/cashback/.

В данном случае кэшбэк — это отсроченная скидка, возвращаемая клиенту по истечении периода, отведённого на обмен/возврат. Кэшбэк-сервисы — самостоятельные площадки, работающие с интернет-магазинами. Покупатели регистрируются на кэшбэк-сайте, заключая пользовательское соглашение, и делают покупки через реферальные ссылки. Сервис генерирует ссылку на товар в магазине: если покупатель проходит в интернет-магазин через нее, продавец засчитает труды кэшбэк-сервиса по привлечению и тот зачислит клиенту кэшбэк.

Магазин платит кэшбэк-сервису комиссионные за каждую покупку, совершенную через реферальные ссылки. Частью этих комиссионных сервис делится с покупателями — это и есть кэшбэк. Таким образом, кэшбэк-сервис — посредник, но деньги за покупку идут в обход него. Он получает только деньги от магазина и начисляет часть средств как кэшбэк. Сейчас в России работает несколько десятков сервисов, в том чсиле — зарубежные. В среднем каждый сервис работает с 200–400 продавцами, но самые популярные имеют намного больше контрагентов. Например, раскрученный kopikot — более тысячи.

Для магазина кэшбэк-сервисы — это способ привлечь и удержать покупателей вроде бонусных программ. Но в отличие от бонусов, которые можно потратить, как правило, исключительно там же, где и получил, и на особых условиях, кэшбэк — реальные деньги. Они выводятся на мобильный телефон, банковскую карту или электронный кошелек.

Отзывы о кэшбэк-сервисах
Выбрать кэшбэк-сервис по отзывам пользователей задача не простая. Сервисы охотно платят за хорошие отзывы своим пользователям, так что сами понимаете… Негативные отзывы, естественно, не оплачиваются. Поэтому выбирайте не сердцем, а головой. Это скриншот сервиса Letyshops.

Но и тут есть свои хитрости. Например, почти все сервисы устанавливают минимальную сумму вывода — как правило, от 100 до 500 рублей. Это продиктовано, как правило, программами лояльности самих сервисов — например при регистрации пользователю дарят 250 рублей. Разумеется, сервис должен гарантировать, что этот бонус покупатель не выведет сразу. Впрочем, конкуренция заставляет сервисы снижать порог вывода — буквально до символических размеров в 1–5 рублей.  В этих случаях никаких “приветственных бонусов” не будет.

Какой кэшбэк получает покупатель и какой процент сервис оставляет себе?

Разумеется, магазины учитывают расходы на сотрудничество с кэшбэк-сервисом и закладывают их в цену товара. Поэтому за кэшбэк для некоторых покупателей платят все остальные. Причем не только за кэшбэк покупателей, но и за прибыль сервиса. Известно, что зарубежные кэшбэк-сервисы обычно забирают себе 40% общей суммы кэшбэка, на который согласен продавец. Следовательно, если покупатель получает 5%, то продавец заплатит в сумме (покупателю и кэшбэк-сервису) 8,3%.

Покупательский процент кэшбэка при обычных условиях не выходит за рамки 2,5–7%. Акции и промокоды могут поднять его на 20–30%. Случались казусные ситуации, когда, не урегулировав до конца условия, сервис и продавец давали возможность покупателю возвращать почти всю стоимость покупки (этот случай мы подробнее рассмотрим дальше — в разделе «Чего опасаться»).

В одном и том же магазине разные кэшбэк-сервисы предлагают разный кэшбэк. Чем больше продавец заинтересован в сервисе, тем больше он ему платит. Поэтому и конечный процент кэшбэка выходит разный. Традиционны для кэшбэк-сервисов партнерские программы — выплаты за приведенных друзей или процент от их кэшбэка. Это уже программы лояльности самих сервисов, которым выгодно иметь постоянных покупателей.

Кэшбэк-сервисы пока малоизученный бизнес в России, к тому же в значительной степени теневой. Поэтому никакой официальной статистики о нем нет. Сами организации не публикуют свои данные, за исключением Letyshops — крупного украинского кэшбэк-сервиса, работающего на всей территории СНГ. По данным этого сервиса, общая сумма кэшбэка, выплаченного 300 тысячам пользователей за 2016 год, составила 90 млн рублей. Средний размер суммы выплат — 1700 рублей. В марте 2017-го пользователей стало 3 млн. В целом за три года этот сервис выплатил покупателям более 457 млн рублей. Если предположить, что сервис забирает себе 40%, то он сам он получил чуть больше 300 млн.

Чего опасаться при пользовании кэшбэк-сервисом?

Если бы кэшбэк-сервисы платили с выплаченных покупателям денег НДФЛ, то это здорово бы подорвало их финансовое здоровье. Но они его не платят, потому что не просто перечисляют деньги, а оказывают неопределенные услуги, «которые позволяют получать покупателю бонусы за каждую покупку, сделанную через сервис». С интернет-магазинами договор другой: магазин выступает рекламодателем и платит сервису деньги за «рекламу».

С точки зрения российского законодательства все понятно только с частью «магазин — сервис». Информационная часть работы кэшбэк-ресурсов — распространение данных о магазинах — подчиняется Закону о рекламе. А какие услуги оказываются покупателю — непонятно. Ближе всего они к информационным посредникам. Только, кроме информации, посредничают еще и деньгами. Такого вида деятельности нет ни в ОКВЭД, ни в судебной практике.

Поэтому пользовательские соглашения составлены изощренно — зачастую они расплывчато описывают права пользователя и конкретно оговаривают права самого сервиса. Их нужно читать — это если не остановит вас, то убережет от дальнейших пустых расстройств.

Например, они, как правило, оговаривают для сервиса право на односторонний разрыв соглашения и блокировку аккаунта пользователя, право сервиса платить кэшбэк только после перечисления средств магазином, возможность списания незатребованных сумм, право сервиса распоряжаться деньгами до их перечисления на счет покупателя и даже право затребовать выплаченную сумму у банка, в котором находится счет пользователя, в случае, если что-то пошло не так.

Кэшбэк-сервисы правила
Это скриншот одного из разделов пользовательcкого соглашения сервиса kopikot. Как видно, свои права кэшбэк-сервисы оговаривают в полной мере – вплоть до возможности истребовать уже перечисленную покупателю сумму кэшбэка. Основания могут быть самыми туманными: “неперечисление магазином суммы кэшбэка, признаки мошенничества и т.п.”.

Эти нехитрые уловки позволяют сервисам страховаться от непредвиденных убытков и получать дополнительную прибыль. Например, они  списывают в свою пользу невыведенные кэшбэки — тысячи пользователей, не заработав требуемой минимальной суммы, просто забывают о своих аккаунтах и через установленное время деньги «сгорают».

На сайтах отзывов можно с легкостью найти не один случай, когда пользователи получали сверхвысокий кэшбэк. Так, например, один из сервисов предоставил своим клиентам возможность совершать покупки в магазине одежды с фиксированным кэшбэком в 400 рублей независимо от суммы покупки и количества купленных вещей. Этим воспользовались ушлые покупатели, бросившиеся совершать множество покупок на суммы, едва превышающие 400 рублей. Магазин, естественно, отказался платить, а сервису пришлось блокировать таких покупателей под предлогом обвинения в мошенничестве и отказывать в выплатах.

Наученные горьким опытом кэшбэк-сервисы совместно со своими «рекламодателями»-магазинами ликвидировали почти все подобные лазейки для покупателей. Однако легальные способы получить дополнительную выгоду все-таки остаются — например, можно покупать с кэшбэком вещи на распродаже и, расплачиваясь картой банка, получать кэшбэк и от него.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *