Журнал

Интервью. Михаил Тарасов. Как устроить благо для всех

 Почти полгода в Ижевске действуют не только Правила благоустройства, но и серьезные штрафы за их нарушение. Как наказание рублем помогает делать Ижевск чище и благоустроеннее в интервью СД рассказал Михаил Тарасов – начальник Управления благоустройства и транспорта Администрации города.

Михаил Тарасов, начальник управления благоустройства Администрации Ижевска

– Михаил Андреевич, Правила благоустройства города Ижевска стали первым подобным документом, появившимся в России. В первой редакции они были приняты Городской думой Ижевска в июне 2012 года. После введения уточнений примерно через год появилась вторая редакция Правил. Чем принципиально она отличалась от первой?

Во второй редакции были скорректированы даты весенне-летнего и осенне-зимнего периодов выполнения работ по благоустройству. Стал более подробным раздел №5 о фасадах зданий, в нем определены требования к размещению на них дополнительного оборудования.

На то, что город стал чище, во многом повлияло предписание для управляющих компаний создать отсеки для крупногабаритного мусора на контейнерных площадках, убирать сброшенный с крыш снег в тот же день, для всех граждан – не складывать у дренажных и ливневых канав не только ТБО, но и стройматериалы.

Определена ответственность УК, не принимающих мер, когда   автомобили заезжают на дорожки, газоны, детские площадки. Тем самым они не исполняют договор с жителями по содержанию придомовой территории и нарушают Правила благоустройства. При желании любую из них можно привлечь к ответственности.

Чем отличаются ижевские правила от правил других городов?  Чего вам хотелось бы в них добавить или, напротив, отменить?

– Каждые правила уникальны, потому что опыт благоустройства и поддержания порядка у каждого города свой. Правила Ижевска соответствуют нашему городу и характеру ижевчан. Лишнего в них, я считаю, ничего нет. В перспективе хотелось бы добавить   раздел по содержанию животных.  Сегодня, при желании, горожане могут пасти коров на улице Пушкинской – это не запрещено. Но дело в том, что пока этот вопрос не урегулирован даже на российском уровне. Определить требования для населения по содержанию животных мы сможем только тогда, когда выйдет соответствующий федеральный закон.  Также следует признать, что надо усилить раздел по архитектурной части. Во многих городах он дает больше полномочий администрации по контролю за состоянием фасадов, и вообще, за архитектурным обликом города.  На сегодняшний день у нас в Ижевске уведомительный порядок обращения, а, например, в Санкт-Петербурге или в Казани – порядок согласующий. Сейчас Управление архитектуры и градостроительства Администрации Ижевска работает с прокуратурой, чтобы наши права по контролю за действиями собственников зданий   были   расширены. Дополнительные  полномочия появятся, возможно, уже в следующем году.

 –  Какова   процедура уведомления, и какими будут дополнительные полномочия?

  Перед тем, как провести реконструкцию фасада или изменить его цвет, собственник или владелец здания должен уведомить об этом Управление архитектуры и градостроительства, предоставив на рассмотрение проект, выполненный в свободной форме. Архитекторы выскажут свое мнение и, возможно, порекомендуют другое цветовое решение, более соответствующее концепции микрорайона. Бывает, собственники хотят выкрасить фасад черной краской, но для города это нежелательно.  Сейчас разрабатываются колористические паспорта фасадов жилых домов на центральных улицах, начиная с ул.Пушкинской. В паспорте будет четко прописано, какой цвет фасада должен быть у того или иного здания, каким он был раньше. Это очень большая работа. По ее окончанию у города будет еще одно основание требовать от собственника соблюдения Правил, привлекать к ответственности нарушителей.

  Получены ли те результаты от действия Правил благоустройства, которые вы ожидали?

–  Несомненно. На, наш взгляд, ситуация еще не идеальная, но она начала меняться. Город стал более чистым и ухоженным, это все отмечают. Благодаря тому, что сейчас жестко контролируются земляные работы, можно ожидать улучшения качества дорог.  Дело в том, что одна из причин большого количества дорожных ям – то, что после проведения работ раскопы засыпали старым грунтом, а не малоусадочным материалом и песком. Теперь, чтобы закрыть ордер, организация должна составить акт на скрытые работы, вызвать специалиста, который проверит уплотнение. Только после этого на дорогу укладывается покрытие, отвечающее всем требованиям, предписанным в Правилах, а не тонкий слой асфальта. Более качественному результату способствует и требование соблюдать 2-летнюю гарантию качества работ.

– Кто-то уже был наказан штрафом в 1 млн рублей? Вообще, оплачивают ли нарушители штрафы или им удается уходить от материальной ответственности?

– Да, уже в первый год действия Правил на несколько организаций были наложены      штрафы от 25 тысяч до 1 миллиона рублей, в основном, за нарушение порядка выдачи и закрытия разрешений и порядка проведения земляных работ. По количеству   штрафных санкций лидируют управляющие компании. Конечно, есть те, кто не хочет выплачивать штраф и старается выиграть дело в суде, используя лазейки в правилах. Но таких случаев все меньше. Во-первых, наши специалисты становятся все более опытными в этом вопросе. При привлечении к административной ответственности они успевают уложиться в сроки и правильно оформляют все документы, чтобы, как говорится, комар носа не подточил. Суд в большинстве случаев трактует закон в пользу нарушителя – жителя города, а не городской администрации, и какая-нибудь неточность может стать поводом для отмены протокола. Во-вторых, в действующей редакции правил требования к ответственности прописаны таким образом, что имеют однозначную трактовку, и уйти от ответственности стало совсем сложно. Этим летом мы еще раз подкорректировали Правила благоустройства, убрали лазейки, недоработки. Судебная практика помогает наработать опыт.

–   Каким образом жители Ижевска, которые не согласны с чем-то и хотят это изменить, могут участвовать в корректировке правил? 

 –    Они могут, во-первых, направить в Управление благоустройства и транспорта письмо на имя начальника.  Его предложение будет рассмотрено на заседании рабочей группы, которая занимается корректировкой правил. В нее входят представители районной администрации, муниципальной милиции, юристы, на заседаниях присутствуют эксперты, – так, мы приглашали руководителей управляющих компаний, сетевиков, с которыми консультировались по ГОСТам и СНиПам.

Во-вторых, гражданин может попросить депутата Гордумы своего округа выйти с   мотивированной законодательной инициативой по внесению изменений в такой-то пункт Правил. Депутат   обратится к нам, чтобы мы дали заключение, перед тем как направить инициативу в Гордуму на утверждение.

– Как часто вносятся коррективы в Правила благоустройства?

–  Правила благоустройства – это живой документ, он постоянно дорабатывается в соответствии с предложениями горожан. За последнее время к нам поступило порядка 1 тысячи обращений, связанных с благоустройством и содержанием территории. Мы анализируем предложения, формируем поправки и выносим их на публичные слушания. По последним поправкам слушания проходили в мае. Потом поправки направляются в Гордуму на утверждение. Мы и дальше будем что-то уточнять, на чем-то настаивать, чтобы этот документ становился все эффективнее, и полнее отвечал потребностям города. К лету следующего года мы хотим доработать и уточнить еще некоторые пункты. Думаю, что такая годичная периодичность в сборе и анализе обращений граждан сохранится и дальше.

– При принятии правил главным опасением было то, что они не будут выполняться.   Каков механизм контроля?  

–  Полномочиями составления административных протоколов наделены   сотрудники специально созданного для этих целей Управления муниципальной милиции, входящие в состав городской административной комиссии. Они контролируют ситуацию в городе, однако, их не так много, чтобы можно было охватить всю его территорию. Поэтому в пяти районных администрациях есть еще сотрудники, которые, что называется, «без отрыва от работы», следят за состоянием   района и могут привлекать граждан к ответственности за нарушение тех или иных пунктов правил. На заседаниях районных административных комиссий они рассматривают конкретные случаи нарушений. Например, сотрудник ЖКХ, контролируя деятельность подрядчиков на объекте, может обратить внимание на состояние территории, прилегающей к нему, и составить протокол о привлечении нарушителя к ответственности. Такая система построена, чтобы поддерживать порядок на всей территории города.

– Как физические и юрлица могут проконтролировать исполнение требований Правил?

– Они могут проинформировать муниципальную милицию и районную администрацию о нарушениях Правил по телефону. Специалист сразу же выезжает на место, чтобы зафиксировать факты и принять меры, например, обратиться к управляющей компании, если это придомовая территория.

– Как будут меняться Правила в дальнейшем?

– Правила будут уточняться, в том числе и в архитектурной части. Мы будем и дальше искать и устранять лазейки, которые позволяли нерадивым собственникам уходить от ответственности.  Надеюсь, что улучшится обратная связь с горожанами, чтобы мы могли своевременно увидеть, где и что нужно подкорректировать. Мы готовы слушать и слышать предложения жителей – это самое главное, что мы хотим донести до людей. Чем больше мы будем тратить денег на восстановление того, что было сломано, разрушено, недоделано, тем меньше средств будет оставаться на развитие и благоустройство города, на создание новых комфортных зон отдыха.

Справка СД

Предыстория

Правила благоустройства города Ижевска были утверждены 6 июня 2012 года решением Гордумы №308, а затем Госсовет УР принял поправки, предложенные Городской администрацией к ст.11 Закона УР №57-рз «Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений». В них были   приведены правонарушения в сфере благоустройства и определены размеры штрафов за них. То, что ответственность стала распространяться на более широкий круг вопросов, а максимальный размер штрафов был увеличен до 1 млн рублей, не все восприняли на ура.

Одна из ижевских управляющих компаний обжаловала статью 11 в суде, и по решению Верховного суда РФ она перестала действовать. В марте 2013 г. администрация вновь вышла с поправками к тому же закону, и Госсовет УР принял их на июльской сессии. Высокие штрафы вернулись. Теперь Правила стали более понятны, потому что формулировки и обязанности организаций и населения по соблюдению чистоты и порядка прописаны в них весьма четко.

Ответственность

Ответственность за нарушение Правил благоустройства города Ижевска, установлена  в ст.11.1-11.7 Закона Удмуртской Республики №57-РЗ. Размеры административного штрафа, установленные для граждан, составляют от 1 тысячи до 3 тысяч рублей, для должностных лиц – от 5 тысяч до 10 тысяч рублей, для юридических лиц – от 15 тысяч до 50 тысяч рублей. За повторные правонарушения, совершенные в течение года, размеры штрафов повышаются, соответственно, до 3-5 тысяч рублей, до 10-15 тысяч рублей, и до 25 тысяч – 1 миллиона рублей.

Ранее штрафы для юридических лиц были существенно ниже – максимум 10 тысяч рублей.

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *