Журнал

Бизнес на бизнесе

Темпы развития B2B-рынка телекоммуникаций в Удмуртии значительно опережают рост потребительского сегмента. Поэтому, несмотря на высокую конкуренцию в этом секторе, его перспективность не вызывает у специалистов никаких сомнений. Однако перспективы эти откроются лишь перед компаниями, которые смогут предложить корпоративным клиентам одновременно и полный спектр услуг, и современные технологии, и высокий сервис, и конкурентные цены.

Соотношение

По данным компании J’Son & Partners, телекоммуникационный рынок России в 2012-2013 годах в 5 раз опередит в темпах развития мировые показатели, что объясняется тем, что он пока далёк от насыщения.  Так, по результатам 2011 года объём B2B-рынка (Business-to-business) телекоммуникаций в России оказался меньше объёма B2C-сегмента (Business-to-Consumer) практически в четыре раза.

Активное развитие корпоративных услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий наблюдается и в Удмуртии. Правда, у нас соотношение объёмов B2B и B2C-сегментов несколько иное, чем по России. Бизнес в Удмуртии потребляет услуги связи активнее, что сами представители телекоммуникационных компаний объясняют тем, что республика имеет удобное географическое положение и находится на пути крупных оптоволоконных магистралей,  а это доступная, дешёвая и качественная связь.

«В настоящее время объём сегмента B2B меньше в 2 раза объёма сегмента B2C, — отмечает пресс-секретарь филиала в Удмуртской Республике ОАО «Ростелеком» Алексей Пентегов. — Происходит постоянный рост объёма потребляемых услуг — за последний год объём услуг вырос на 8%, растёт активность абонентов Интернета, увеличивается объём потребляемого интернет-трафика — за последний год в 2,5 раза. На сегодняшний день невозможно представить развитие бизнеса без услуг связи».

По-крупному

В отличие от потребительского сегмента, где доли компаний, предлагающих сотовую, фиксированную связь, Интернет, кабельное телевидение, в основном поделены, в сегменте В2В продолжается формирование клиентской базы. При этом в большем выигрыше оказываются телекоммуникационные холдинги, работающие сразу на нескольких направлениях, включая сотовую связь, доступ в Интернет и фиксированную телефонию. Такие компании готовы предложить своим клиентам полный спектр услуг, причём при покупке пакетом итоговая стоимость может быть значительно снижена. По пути концентрации различных направлений в одной компании из представленных в Удмуртии пошли МТС, «Билайн», «Ростелеком» и «Дом.Ру». Все они предлагают сразу Интернет, телефонию и кабельное телевидение. МТС к этому добавляет и сотовую связь.

Освоение нового

Выход на новый для себя рынок и захват сегмента чаще всего осуществляется за счёт приобретения более мелких компаний, которые уже успешно работают в этом направлении. Так, собственно, и поступил «Билайн», купив «Ижсвязьинвест» — крупного игрока на рынке предоставления доступа в Интернет и фиксированной телефонии в Ижевске.

При этом и самим небольшим компаниям работать с корпоративными клиентами становится всё сложнее. Юрлица более требовательны к качеству и сервису, да и сами объёмы потребления требуют соответствующих объёмов «производства», а значит, и инвестиций в основные средства, персонал, технологии. Так что укрупнения на этом рынке – процесс вполне закономерный.

Те же из компаний, кто не желает «сливаться», как правило, выбирают путь узкой специализации. Это может быть настройка и обслуживание мини-АТС, предоставление услуг широкополосного доступа в Интернет, разработка программного обеспечения для контакт-центров и т. д.

Впрочем, до насыщения рынка ещё далеко, и при желании на нём находится место и небольшим компаниям. Тем более, как отмечают специалисты, клиенты, которые уже пользуются услугами какой-то коммуникационной компании, как правило, находятся в перманентном поиске более выгодных предложений. По словам директора по корпоративному бизнесу Ижевского филиала ОАО «ВымпелКом» Евгения Тульского, компании стремятся снизить свои затраты на связь, сэкономить, поэтому движения на рынке в поисках более приемлемого соотношения цены и набора услуг продолжаются.

«На сегодня цены у всех операторов примерно одинаковые, — отмечает Евгений Тульский. — Но это не значит, что клиент лишён возможности сэкономить. Только экономия эта скрыта в самом бизнесе клиентов. Отказываясь от старых способов контроля и передачи данных, выбирая такие мобильные сервисы, как М2М (Machine-to-Machine — передача данных посредством сотовой связи без вмешательства человека), FMC (Fixed Mobile Convergence — конвергентное решение, объединяющее разные виды связи в одну сеть), предприятия выигрывают на сокращении собственных затрат. Ещё одним козырем в борьбе за клиента становится передача прав управления высокотехнологичными сервисами самому клиенту».

Подобные услуги наиболее привлекательны для компаний, чьи работники должны быть постоянно на связи. Современные технологии помогают быть доступным по одному и тому же или разным номерам телефона в офисе, в командировке и дома. Испытывающие потребность в такой надёжной и точной связи компании и составляют основу клиентской базы коммуникационных фирм.

По словам Алексея Пентегова, наиболее популярные услуги в сегменте B2B – это «SIP-телефония и SIP-УПАТС, высокоскоростной доступ к сети передачи данных, в том числе беспроводной доступ в Интернет 4G (LTE), виртуальные частные сети, облачные продукты и решения, такие как центры обработки данных, корпоративный портал, услуги интеллектуальной сети связи – «бесплатный» федеральный номер 8-800 и т. д.».

Прибыльнее

Желание заниматься бизнес-сегментом определяется высокой доходностью этого направления по сравнению с частными клиентами, отмечает старший специалист
по связям с общественностью «Tele2 Удмуртия» Марат Газизуллин. «Расходы бизнеса на связь значительно превышают потребительский сегмент, поэтому прибыль телекоммуникационных компаний от В2В выше. Что касается именно сотовой связи, то понятно, что если мы приобретаем корпоративного клиента, то теряем частного, однако такой «обмен» финансово выгоден», — говорит эксперт.

Однако во многом направленность телекоммуникационных компаний к настоящему времени уже сложилась и зависит зачастую от того, в каком сегменте она начинала свою деятельность. Участники рынка, специализирующиеся на В2В, редко выходят на потребительский рынок, считая его малодоходным, ведь строительство сети в настоящее время заново — дело чрезвычайно дорогое и рискованное — доли здесь уже поделены.

Прогноз

По мнению экспертов, объёмы потребления услуг в сегменте В2В в Удмуртии будут расти такими же, а возможно, и более быстрыми темпами, нежели в целом по стране.

Согласно данным J’Son & Partners, объём рынка фиксированного доступа в Интернет в сегменте В2В в 2011 году в России составил 27 миллиардов рублей, увеличившись по сравнению с прошлым годом на 3%. Рост на 14% показала корпоративная мобильная связь — 97,5 млрд рублей. Ещё больше увеличился рынок мобильного Интернета — на 39% –    до 8 миллиардов. А вот фиксированная телефония, наоборот, потеряла в прошлом году 8% — 67,1 млрд рублей. Специалисты связывают это с тем, что всё чаще небольшие компании используют мобильную связь в роли фиксированной и внедрением FMC, позволяющего объединить в одну сеть сотовые и стационарные телефоны.

В дальнейшем, по прогнозам участников рынка, основной движущей силой продаж в сфере телекоммуникаций будут пакеты услуг.

«Драйвером продаж в корпоративном сегменте будут комплексные предложения, включающие в себя весь спектр телекоммуникационных услуг, необходимых для функционирования бизнеса в зависимости от его специфики, в том числе SIP-телефония, высокоскоростной доступ в Интернет, интерактивное телевидение, услуги интеллектуальной сети связи и т. д.», — считает Алексей Пентегов.

Как отмечают эксперты, конкуренция в сегменте В2В достаточно высока и приход новых игроков уже маловероятен. Между тем рост предпринимательской активности в Удмуртии даёт повод участникам рынка рассчитывать на дальнейшее увеличение числа клиентов и, соответственно, объёмов потребляемых услуг. Рост рынка будет подогреваться и появлением новых технологий, делающих телекоммуникационные услуги более удобными, совершенными, быстрыми и приемлемыми с точки зрения цены.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *