ИжавиаИнфраструктураСюжеты

Авиалинии раздора: досье авиакомпании “Саратовские авиалинии”

10 октября прошло первое заседание Арбитражного суда УР по иску УФАС по Удмуртии о разделении авиакомпании «Ижавиа». Рассмотрение было перенесено в связи с необходимостью привлечения в качестве соответчика Минимущества УР, как собственника предприятия. Суд также отклонил ходатайство о привлечении к делу в качестве третьего лица АО «Саратовские авиалинии». И это важно, поскольку без жалоб этого предприятия на действия «Ижавиа» не было бы, скорее всего, и самого иска. «Мавр сделал свое дело, мавр может уйти» — эту фразу в пьесе Шиллера «Заговор Фиеско в Генуе» произносит мавр, который помог организовать тот самый заговор. В данном случае роль мавра взяла на себя саратовская авиакомпания, которую в Ижевске в связи с этим делом хоть и упоминают очень часто, но детальной информации о ней в местных СМИ немного. СД восполнил этот пробел, собрав детальное досье на «Саратовские авиалинии».

ОАО «Саратовские авиалинии», как и большинство региональных российских авиакомпаний, было организовано на базе советского авиапредприятия «Саратовский авиаотряд». До 2011 года контрольный пакет акций предприятия принадлежал «Аэрофлоту». Затем он был продан частным инвесторам за 290 млн рублей. До июля 2015 года крупными пакетами акций авиакомпании владели ЗАО «Инвест-холдинг «ЭнергоСоюз» (25%), группа физических лиц (25%), два офшора, зарегистрированных в Белизе: «Авалон Венчарс» (25%) и «Трикона Энтерпрайзис» (25%). В конце июля 2015 года (когда руководство страны потребовало разобраться со структурой собственности стратегических объектов — аэропортов) офшоры вышли из числа владельцев «Саратовских авиалиний», уступив свои акции ООО «Союз Инвест». В настоящее время 26% акций принадлежит ЗАО «Инвест-холдинг «ЭнергоСоюз», 55% — ООО «Союз Инвест», связанных общим собственником — Аркадием Евстафьевым.

Последний известен как человек, который выносил вместе с Сергеем Лисовским «коробку из-под ксерокса» в 1996 году, а также как один из «соавторов», наряду с Чубайсом, Кохом, Бойко, знаменитой книги «История приватизации в России» и как генеральный директор «Мосэнерго», скандально уволенный после аварии на подстанции «Чагино», обесточившей большую часть Москвы, в том числе Совет Федерации, Генеральный штаб и Центробанк РФ.

«Саратовские авиалинии» управляют аэропортом «Саратов Центральный» и занимаются авиаперевозками с помощью собственного авиапарка (девять ЯК-42 и два Embraer-195 2008 года выпуска, средний возраст техники составляет 26,6 года). Любопытно, что с аэропортом у «Саравиа» уже в обозримом будущем могут возникнуть проблемы. Действующий аэропорт расположен в черте города, и возможности для его модернизации исчерпаны. Вопрос строительства нового аэропорта обсуждался еще в 80-х годах прошлого века, а в 2012 году его все-таки начали строить. Судя по сообщениям саратовских СМИ, уже готовы взлетно-посадочные полосы, смонтировано навигационное оборудование, однако ввести аэропорт в эксплуатацию к октябрю будущего года, как планировалось, вряд ли удастся — объем работ еще очень значителен. Проект осуществляется на условиях ГЧП, где частным инвестором выступает компания «Аэропорты Регионов», контролируемая ООО  «РЕНОВА-ХОЛДИНГ РУС». Новый аэропорт также получил название «Центральный», что как бы намекает «Саратовским авиалиниям», что их аэропорт скоро перестанет быть «центральным». Впрочем, авиакомпания уже заявила, что не намерена менять порт базирования, хотя будущее существующего аэропорта пока не определено. Причем от «Саравиа» в данном случае практически ничего не зависит. Поскольку сам аэродром является федеральной собственностью, то и решение будут принимать федеральные органы власти. А без аэродрома, понятно, нет и аэропорта.

Возможно, угроза потерять базовый аэропорт (и одну из статей дохода) заставила авиакомпанию всерьез задуматься о стратегии развития «транспортного цеха» — приобретении новых самолетов. В конце 2013 года парк авиакомпании пополнился двумя бывшими в употреблении бразильскими среднемагистральными Embraer 195 (Е-195), взятыми в лизинг на семь лет. Самолеты были произведены в 2008 году.

Лизинговые платежи за «Эмбраеры» в настоящее время составляют одну из основных статей расходов «Саравиа». Сумма сделки, определенная на основании постоянной части арендных платежей, составила 35,52 млн долларов. В 2015 году, по данным годового отчета ОАО «Саратовские авиалинии», расходы по арендным платежам составили 14% всех расходов — более 484 млн рублей.

Для нас это имеет значение в контексте заявлений представителей «Саратовских авиалиний» о готовности летать из Ижевска в Москву на «Эмбраерах». Например, заместитель генерального директора ОАО «Саратовские авиалинии» Анатолий Гафитулин объяснял в интервью порталу Udm-info: «Если „Ижавиа“ допустит аэропорт к приему данного типа, <…> мы с удовольствием прилетим на Embraer, но пока <…> мы планируем летать на ЯК-42 из Москвы в Ижевск».

В действительности, просто проанализировав расписание авиакомпании, легко выяснить, что препятствием для полетов воздушных судов данного типа в Ижевск является не только техническая неготовность ижевского аэропорта принимать и обслуживать Е-195, но и загруженность самих самолетов существующими регулярными рейсами.

Вообще все авиакомпании стремятся обеспечить максимальную интенсивность полетов воздушных судов, минимизируя простои (они тоже стоят денег — особенно если это стоянка не в аэропорту базирования). Так, сегодня уже при проектировании пассажирских самолетов стараются заложить технические решения, которые бы сокращали «разворотное время» авиалайнеров, то есть время на посадку/высадку пассажиров, разгрузку/погрузку багажа, техническое обслуживание самолета и т. д. Например, проектировщики перспективного российского среднемагистрального самолета МС-21 сумели за счет увеличения ширины прохода между креслами увеличить скорость высадки пассажиров на 44%.

Чем выше степень использования самолета, тем ниже удельная стоимость рейса для владельцев. И «Саратовские авиалинии» не случайно гордятся тем, что являются одними из лидеров по величине суточного налета среди эксплуатантов воздушных судов компании Embraer. Например, в августе среднесуточный налет Е-195, принадлежащих «Саравиа», составил 7,44 часа, а в июне — 9,07 часа.

О том, что в расписании «Эмбраеров» «Саратовских авиалиний» нет окон, говорит и анализ расписания регулярных рейсов авиакомпании. В нем (расписание полетов на период с 30.10.16 по 25.03.17, опубликованное на официальном сайте авиакомпании на 18.10.16), кстати, в качестве типа самолета почти везде заявлен Е-195 (на 26 регулярных рейсах из 27). Если проанализировать только ежедневные рейсы, то получается, что Е-195 летают от рассвета до заката с часовыми «разворотными» перерывами между Москвой, Саратовом, Орском, Кировом и Мурманском. Как в этом расписании выкраивается время еще и на периодические (от одного до трех раз в неделю) рейсы в Санкт-Петербург, Екатеринбург, Минеральные Воды, Волгоград и Самару, неясно. Очевидно, авиакомпания пользуется своим правом заменять «Эмбраеры» на ЯКи. Об этом же говорит и статистика самой компании. В 2015 году на ЯК-42 было перевезено примерно столько же пассажиров, сколько и на Embraer (ЯК-42 — 255 тысяч человек, Е-190 — 270 тысяч человек в 2015 году), хотя, судя по расписанию, доля перевозок с помощью «Эмбраеров» должна быть значительно выше. Кроме того, любые самолеты должны проходить периодическое плановое техническое обслуживание, что на некоторое время исключает их из расписания. Ну и лишним свидетельством того, что «расписание рекламное, возможны изменения», служат отзывы пассажиров «Саравиа», в которых свидетельства о «внезапной замене» Embraer на ЯК встречаются очень часто.

Таким образом, не приходится сомневаться в том, что даже при наличии технической возможности принимать рейсы Е-195 «Саратовских авиалиний» в Ижевске эти самолеты были бы у нас редкой птицей.

Другой волнующий многих вопрос — цена на билеты. Действительно, стоимость полетов на самые популярные рейсы в Москву из Саратова ниже, чем из Ижевска. Но и длительность полета из Ижевска на 25 минут больше. При условии использования аналогичного типа самолетов и «чужого аэропорта» насколько смогут подвинуться по цене «Саратовские авиалинии»? Например, авиакомпания «Руслайн», использующая более экономичные самолеты, 20 октября предлагала билеты с датой вылета через месяц всего на 10% дешевле «Ижавиа», а с датой вылета через три дня — еще и дороже. Ожидать, что «Саратовские авиалинии» вдруг начнут возить ижевчан в Москву по ценам лоукостера, было бы странно. Очевидно, можно было бы ожидать, особенно на первых порах, небольшого снижения цен относительно конкурентов, однако вряд ли значительного — только такого, какое можно было бы компенсировать, например, экономией, например, на сервисе  (питании пассажиров, в частности) или снижением квоты мест, выделяемых на «промо-тарифы». Это, впрочем, не так страшно — многие готовы потерпеть пару часов без питания. Хуже, когда, демпингуя, авиакомпания начинает экономить на том, что прямо отражается на безопасности полетов, — обслуживании воздушных судов, отдыхе экипажа и т. д.

Кстати, экономия на сервисе становится трендом среди отечественных перевозчиков. Так же как в свое время они поголовно ввели «невозвратные» билеты и гибкую  тарифную сетку, так сегодня поголовно отказываются от питания на рейсах длительностью менее двух часов — это не запрещено правилами перевозок. В «Ижавиа», кстати, заявили, что не планируют отказываться от обеспечения пассажиров питанием и горячими напитками во время полетов.

Справка СД

ОАО «Саратовские авиалинии»

26% акций принадлежит ЗАО «Инвест-холдинг «ЭнергоСоюз», 55% — ООО «Союз Инвест», связанных общим собственником, остальные акции — частным инвесторам (по данным сервиса kartoteka.ru). Предприятие обладает собственным авиапарком и управляет аэропортом «Саратов Центральный».

За 2015 год авиакомпания перевезла более 525 тысяч пассажиров. Выполняет регулярные рейсы в Москву, Орск, Санкт-Петербург, Минеральные Воды, Екатеринбург, Киров и другие города, международные рейсы в Турцию и Египет. В 2015 году после нарушения правил безопасности полетов (в кабине пилотов находился человек, не являющийся членом летного экипажа), Росавиация запретила «Саратовским авиалиниям» совершать международные рейсы. Запрет был снят в апреле текущего года. По данным отчета авиакомпании, за 2015 год произошло семь авиационных инцидентов (упомянутый выше — один из них). По данным официального сайта Росавиации, с января по сентябрь текущего года средний процент задержки рейсов «Саратовских авиалиний» составил 2,66% (в среднем 12,8 рейса в месяц).

Один комментарий к “Авиалинии раздора: досье авиакомпании “Саратовские авиалинии”

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *