ЖурналРынкиФинансы

 Закрыты на ревизию

Рынок аудиторских услуг в Удмуртии переживает не лучшие времена. Из-за изменений законодательства количество частных клиентов резко снизилось, а на рынке аудита государственных и муниципальных предприятий балом правит демпинг. Новые аудиторские фирмы практически не появляются, а старые перепрофилируются на оказание других услуг.

Кому аудит?

Задача аудитора сводится к анализу финансовой отчетности компании и выявлению ошибок и неточностей, которые мог допустить по разным причинам бухгалтер. После проведения такой проверки руководителю представляется подробный анализ с рекомендациями по улучшению показателей компании.

Некоторые категории юридических лиц такие проверки должны проводить обязательно — это требование российских законов. К ним, в частности, относятся государственные и муниципальные предприятия, кредитные организации, биржи, страховые компании, организации с организационно-правовой формой «открытое акционерное общество».

Кроме того, ежегодный аудит обязателен для компаний, объем выручки которых от продажи продукции за предыдущий год превышает 400 млн рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года составила более 60 миллионов.

Компании, которые не относятся к числу первых и не попадают во вторую категорию, проводить внутренний аудит не обязаны, хотя могут делать это добровольно — на профессиональном сленге аудиторов это «инициативный аудит».

Любопытно, что до недавнего времени ежегодный аудит был обязателен для компаний с выручкой от 100 млн рублей, что, конечно, было на руку аудиторам — после изменения законодательства количество их клиентов резко снизилось, и представители специализированных фирм хором говорят о невостребованности.

— Услуги стали совершенно невостребованными, — утверждает аудитор фирмы «Паллада» Елена Утробина. — После того как огромное число компаний освободили от обязательного аудита, поток клиентов серьезно снизился. Инициативный аудит и ранее не пользовался широкой популярностью, а сейчас компании говорят, что им такие услуги вообще не нужны, что и сами могут проводить проверки, не привлекая аудиторов. В результате рынок сузился. Основные клиенты давно поделены между аудиторскими фирмами.

В разных компаниях говорят о снижении обращений клиентов за аудиторскими услугами в десятки раз.

—  Это приводит к тому, что для аудиторских компаний непосредственные аудиторские проверки уже перестали быть основным видом деятельности, — рассказывает директор компании «Аудит-КласиК» Сергей Варламов. — Мы начинаем оказывать больше бухгалтерских услуг, предлагаем налоговые консультации, юридические. За последние годы я слышал о нескольких аудиторских фирмах, которые прекратили свое существование, но при этом не было основано ни одной новой компании.

Серьезную конкуренцию местным аудиторам составляют крупные федеральные компании. Предприятия из Удмуртии с большим капиталом предпочитают заказывать проверки аудиторам из Москвы и столиц соседних регионов. Правда, нередко «федералы» привлекают местные фирмы на условиях субподряда. Некоторые ижевские компании уже наладили постоянное сотрудничество с ними. Получается, местные предприятия платят за проверки, проведенные ижевскими аудиторами, по московским ценам. Здесь выигрыш можно увидеть разве что в заключении, выданном от имени известной аудиторской фирмы.

Между тем бывают случаи, когда компании, для которых аудит обязателен, прибегают к формальным проверкам исключительно ради выписанного заключения.

— Да, это, возможно, спасет организацию от претензий государственных органов и будет стоить дешевле, — говорит директор фирмы «Бизнес-Аудит» Мария Верещагина. — Но это опасно, ведь в этом случае аудиторы вряд ли заметят существенные ошибки в бухгалтерском и налоговом учете, а значит, руководитель компании не сможет своевременно принять правильное решение. Более того, налоговые органы в последнее время активнее стали взыскивать с организаций недополученные налоги, а соответственно, предъявлять штрафы.

Аудиторская проверка по собственному желанию

Потребителями инициативного аудита чаще всего становятся компании, которые не управляются непосредственно собственниками. Другой распространенный случай инициации аудиторской проверки — когда обороты компании значительны, но ниже планки обязательного аудита. Это делается, чтобы удостовериться в правильности ведения отчетности.

— Часто аудит проводят, если собственник сам непосредственно не руководит компанией, а передал полномочия исполнительному директору, — говорит г-н Варламов. — В этом случае проверка позволит проанализировать размеры прибыли компании — не происходит ли увод финансов, в полном ли объеме платит компания налоги. Нередко бывает так, что фирмы наоборот переплачивают налоги. Аудиторы могут представить свои рекомендации, как можно снизить налоговые платежи, оптимизировать различные расходы.

Кроме того, инициативный аудит рекомендуют проводить при смене директора или бухгалтера. Нередко собственник приглашает проверяющих, если начинает подозревать менеджеров в выводе средств. Мотивами также служат падение прибыли или растущие убытки.

Рынок аудита: госзаказ и демпинг

Теряя по разным причинам клиентов среди частников, аудиторы, конечно, стремятся компенсировать потери в работе с государственными и муниципальными предприятиями, для которых ежегодная аудиторская проверка обязательна. Правда, тот факт, что госкомпании в настоящий момент стали их главными клиентами, вряд ли утешает аудиторов — прибыльность таких заказов крайне невысока. Дело в том, что в этом случае аудиторам приходится участвовать в тендерах. Раньше они проходили по закону о госзакупках, сейчас — по закону о госконтрактах. Однако суть для аудиторов существенно не изменилась.

— Главным условием конкурсов всегда была самая низкая цена, а не качество предоставления услуг, — говорит генеральный директор компании «Иж-Инжиниринг» Татьяна Романова. — Чтобы победить в тендере, приходится серьезно снижать стоимость услуг. Компании вынуждены демпинговать, что, конечно, не лучшим образом сказывается на рынке.

В итоге участвовать в тендерах до сих пор могут лишь компании, у которых достаточно оборотов, чтобы снизить цену так, чтобы выиграть. Кто-то даже не предпринимает попыток. Есть и еще одно негативное следствие демпинга на госзаказах — московские фирмы, анализируя рынок и видя столь низкие расценки по госзаказам, привлекают местных аудиторов на условиях субподряда по той же стоимости услуг.

— Услуги аудиторов всё дешевеют. Однако невозможно по низкой цене провести полноценную проверку и выявить все недостатки в финансовой отчетности, с тем чтобы заказчик в дальнейшем не столкнулся с серьезными проблемами, не потерял прибыли. Ведь в работе задействованы специалисты, которым приходится регулярно проходить повышение квалификации, дорогостоящую аттестацию, — отмечает г-н Варламов.

Как поясняет г-жа Романова, с 2011 года аудиторы проходят аттестацию по новым нормам в Москве, однако успеха в сдаче дорогостоящих экзаменов добиваются далеко не все.

— Несколько лет назад началась глобальная реформа в профессии. С 2011 года аудиторы сдают упрощенный аттестационный экзамен, однако он достаточно сложный — из 20 человек успешно справляются в среднем двое. Большинству приходится предпринимать несколько попыток, а каждая стоит 10 тысяч рублей. Для аудиторов из регионов это серьезная сумма. Однако аттестация служит подтверждением высокого уровня знаний специалиста, в противном случае работу с крупным заказчиком не получить.

Кстати, в этом году в Удмуртии для аудиторов случился нежданный подарок в виде внеочередной проверки работы государственных унитарных предприятий в республике, проведенной по инициативе Главы Удмуртии Александра Соловьева. Финансовую отчетность этим летом анализировали в 12 ГУПах. Такой масштабный аудит в Удмуртии проводили впервые, и он дал свои результаты. В начале сентября Соловьев заявил, что по итогам серьезные претензии возникли к руководителям трех предприятий. Как минимум один из них уже лишился поста.

Перспективы рынка аудиторских услуг

Рост рынка возможен только при изменении государственной политики в области аудита, считают эксперты. В нынешнем виде законодательство сильно бьет в первую очередь по региональным компаниям, которые, в свою очередь, надеются на расширение круга юридических лиц, для которых проверки финансовой отчетности будут обязательными.

Впрочем, как говорят сами участники рынка, с каждым годом в сознании как чиновников, так и руководителей компаний укрепляется понимание о необходимости повышать эффективность управления финансами и в связи с этим важности использования регулярного аудитора. Также растет число компаний, которые по собственной инициативе привлекают специалистов для проверки отчетности. Для них это возможность скорректировать свое движение, чтобы полноценно развивать бизнес.

— Я заметила, что, несмотря на то, что для некоторых категорий предприятий аудит теперь необязателен, ряд компаний все равно привлекает аудиторов для проверки состояния отчетности, — говорит управляющий аудиторским центром «Профи» Юлия Зубкова. — Мы даже замечаем рост таких обращений. Если руководитель на практике понял пользу аудита, то он и дальше с определенной периодичностью его будет проводить, особенно если его бизнес растет, развивается, открываются новые направления.

В частности, аудиторов начинают привлекать сельскохозяйственные предприятия, во главе которых становятся более молодые и прогрессивные руководители. Больший интерес проявляют предприниматели, для которых прибыль дается непросто, и им нужна уверенность в том, что она действительно адекватна производимым усилиям. Кроме того, стало больше клиентов, ведущих семейный бизнес. Для них важно передать компанию детям в лучшем состоянии. Эксперты говорят, что на рынке легче живется опытным компаниям, у которых уже наработана клиентская база. Нередко заказчики идут в одну и ту же аудиторскую фирму. Рынок уже устоялся, и новым игрокам здесь приходится сложно.

Справка. Для кого обязателен аудит

Аудит обязателен:

— для открытых акционерных обществ;

— для организаций, чьи ценные бумаги допущены к обращению на организованных торгах;

— для кредитных организаций, бюро кредитных историй, организаций, являющихся профессиональными участниками рынка ценных бумаг, страховых, клиринговых компаний, обществ взаимного страхования, организаторов торговли, НПФ, акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда;

— для организаций, если объем выручки от продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг организации за предшествовавший отчетному год превышает 400 млн рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 млн рублей;

— для организаций, которые представляют или публикуют сводную либо консолидированную бухгалтерскую или финансовую отчетность.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *