Рейтинг долговой нагрузки муниципалитетов УР

Минфин Удмуртской Республики планирует списать почти 2 млрд рублей (1 млрд 750 млн) бюджетных кредитов муниципальных образований. Это более 40% общей задолженности муниципалитетов перед бюджетом республики (по данным на начало года). В конце прошлого года было списано еще около 1,6 млрд рублей. Казалось бы, это должно говорить о чрезвычайно высоком уровне муниципального долга или о наличии лишних денег в республиканском бюджете. На самом деле все ровно наоборот. Наш рейтинг показывает, что по состоянию на начало года кредитная нагрузка большинства районных бюджетов была далека от критических значений (особенно в сравнении с кредитной нагрузкой республики) и единственным объяснением списания может быть критическое состояние доходов бюджетов. Это действительно так — во многих районах объем доходной части бюджетов запланирован ниже прошлогоднего уровня. 

О рейтинге

Ранжирование осуществлялось по отношению объема долга к общим доходам бюджета на 2017 год соответствующего муниципального образования. Объем долга — на 01.01.2017. Данные собраны из открытых источников — официальных сайтов МО. В случаях отсутствия данных об объеме муниципального долга в открытых источниках (четыре района) за объем задолженности принят верхний предел муниципального долга, предусмотренный бюджетом муниципального образования на 2016 год.

В рейтинг включены районы и города, являющиеся крупнейшими должниками как перед бюджетом республики, так и перед кредитными организациями.

Общие выводы

Самый любопытный вывод нашего небольшого исследования заключается в том, что большинство муниципальных образований имеет кредиторскую задолженность исключительно перед бюджетом Удмуртской Республики. У кредитных организаций муниципалитеты (это не касается Ижевска) занимают крайне неохотно и помалу. Это понятно — коммерческие кредиты дороже и списывать их никто не станет. При этом долговая нагрузка в подавляющем большинстве МО невысока — лишь в 11 случаях из 30 она превышает 20% от доходной части. Учитывая низкую стоимость бюджетных кредитов и продолжительные сроки погашения, говорить об угрозе дефолтов не приходится. Зачем же тогда вообще списывать эти долги, если их обслуживание обходится не так уж и дорого? Возможно, затем, чтобы муниципалитетам было проще занимать у банков. Дефициты бюджетов никуда не делись, а республиканский бюджет не готов в очередной раз их финансировать — для этого самому нужно занимать деньги. Проще простить то, что возвращать будут еще в течение нескольких лет, и послать муниципалов искать деньги на рынке.

Рейтинг долговой нагрузки муниципалитетов УР
Рейтинг долговой нагрузки муниципалитетов УР

Крупнейшие должники

Общий объем кредитных обязательств муниципалитетов Удмуртии на начало этого года превышал 9,2 млрд рублей. Более 60% этого долга — 5,6 млрд — муниципальный долг Ижевска. Город — безусловный лидер рейтинга. Его долги составляют 52,8% от доходной части бюджета (10,6 млрд рублей).

У городов вообще долгов больше: в пятерке «лидеров» рейтинга четыре города из пяти. На втором месте — Воткинск (32,6%), на третьем — Глазов (30,8%), на пятом — Можга (27,9%). Городские муниципалитеты, несмотря на более высокие бюджетные доходы, судя по всему, не очень умеют жить по средствам. Им в пример можно поставить город Сарапул, у которого второй по величине доход среди муниципальных образований УР, но при этом совсем небольшая долговая нагрузка — всего 15,1% от доходов — это место в нижней половине рейтинга. И, заметим, все 251 млн рублей кредиторской задолженности Сарапула — это бюджетные кредиты. Про четвертое место Ярского района с показателем 29,6% нужно сказать, что это один из четырех случаев, когда в качестве объема долга взят верхний предел муниципального долга, предусмотренный бюджетом муниципального образования на 2016 год. И если он превышает реальную задолженность, то за это нужно поблагодарить официальный сайт района, где можно найти подробную историю управления финансов, но ничего о его текущей деятельности (хотя, кстати, бюджет района на 2017 год сведен без дефицита, что неплохо характеризует работу управления). 

Коммерческие против бюджетных

Общий долг МО перед кредитными учреждениями на начало текущего года составил 5 млрд 18 млн рублей. Ижевск стал «победителем» как в абсолютном зачете, так и в категории «коммерческие кредиты». Задолженность столицы республики перед кредитными организациями более чем в четыре раза превышает задолженность перед бюджетом УР. Долг города по банковским кредитам (4,6 млрд рублей) — это половина всего муниципального долга в республике. Только обслуживание этого долга обходится Ижевску более чем в полмиллиарда рублей ежегодно.

Второй по величине долга перед банками — Глазов. Его долг перед банками также превышает объем кредитной задолженности перед бюджетом УР — 312 млн рублей. Третий — Завьяловский район (банковские кредиты — более 58 млн рублей).

Долги перед кредитными организациями имеют всего 10 из 30 муниципальных образований. В большинстве случаев это совсем небольшие кредиты в 4–6 млн рублей. Без учета коммерческих долгов Ижевска, Глазова и Завьяловского района это всего 47,2 млн рублей.

P.S.

Официальные сайты районов Удмуртии стоят небольшого отступления. Они разнородны и совершенно непохожи на сайты районов одной республики. Они точно нуждаются в унификации как с точки зрения дизайна, так и с точки зрения содержимого. На некоторых можно найти удивительное групповое фото какого-нибудь отдела или управления и ни слова о его работе. На других документы о деятельности администрации запрятаны так глубоко, что отыскать их требуется талант. Где-то можно найти документы о деятельности районных советов четвертого и шестого созывов, но никаких следов деятельности депутатов пятого созыва (возможно, они натворили что-то такое, что было решено стереть всякое упоминание об их существовании). Еще на одном портрет главы района с каждой страницы призывает отправить ему запрос, но при этом собственно о деятельности главы на сайте никакой информации нет. И многие просто неудобно и плохо построены.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.