Рынки: бани и сауны в Ижевске

Банимэйкер

Банный бизнес сродни торговле на барахолке — никто не знает, сколько точно в нем участников и каковы его обороты. Но если барахолки у нас побеждены и, видимо, бесповоротно ушли в прошлое, то стихийному существованию банного бизнеса фактически ничто не угрожает. Ни о какой прозрачности здесь и речи нет, поэтому провести анализ этого рынка при помощи традиционных методик и инструментов невозможно. Такая «индивидуальность» рынка наделила его рядом особенностей, о которых не без труда удалось выяснить СД у его представителей.

Предложение на рынке бань

В Ижевске работает, по приблизительным оценкам участников рынка, около 130 платных частных бань и саун, предоставляющих услуги всем желающим. Примерно 50 из них активно рекламируются в различных СМИ, остальные — используют рекламные носители подешевле — от билбордов до групп в «ВКонтакте» и «сарафанного радио».

Большинство предоставляет стандартный пакет услуг, в который входит парилка, бассейн и несколько номеров для отдыха, но есть и крупные банные комплексы, где сервис намного разнообразнее: от бани во всех наиболее популярных ее модификациях (русская, сауна, хаммам, инфракрасная) и SPA-услуг до проведения полномасштабных банкетов.

Стоимость аренды бани зависит от места ее расположения, набора услуг, уровня сервиса и популярности заведения. По словам участников рынка, есть предложения и 100 рублей в час, но это небольшая баня в частном доме. Средняя же цена аренды в заведении с типовым набором услуг составляет от 800 до 1200 рублей за час. В саунах среднего класса, где перечень услуг пошире и территория побольше, часовая аренда составляет в среднем 1500–2000 рублей, цена за час в «премиальной» бане начинается от 2500 рублей.

По сравнению с другими регионами цены в Ижевске выше примерно на 20%. По мнению владельца сауны VIP Максима Владыкина, средняя цена в Ижевске в комплексах с дополнительными услугами, современным интерьером должна быть в районе 1500 рублей, во всяком случае, таков средний чек в таких городах, как Екатеринбург, Казань и Санкт-Петербург.

Бизнес-план бани

По оценкам владельцев крупных банных комплексов, бизнес доходен, однако, как и везде, есть свои особенности, которые важно учитывать уже на этапе открытия.

Начинать необходимо с создания проекта будущей сауны. При его составлении важно учесть, какие именно услуги будут предоставляться, какое для этих нужд потребуется оборудование, считает директор «ПаркОтеля» Елена Юсим (в отеле функционирует небольшой комплекс с сауной, хаммамом и бассейном).

— Чем больше вы хотите дать клиентам, тем большая площадь помещения вам понадобится, — говорит она. — Естественно, чем больше сможете предложить, тем выше будет рентабельность бизнеса: вместе с сауной женщины обычно предпочитают SPA-процедуры, молодые пары — джакузи, мужские компании — бильярд, бар и т. д. Все будет зависеть от финансовых возможностей на этапе запуска.

— Может сложиться впечатление, что для сауны с полным набором услуг требуются огромные площади, — рассказывает один из экспертов, пожелавший остаться неназванным. — Но это не так. Даже в самых крупных городах сегодня можно попасть в сауну общей площадью 75 квадратных метров, а то и меньше. При этом эти заведения предоставляют вполне стандартный набор услуг и приносят солидную прибыль. Это значит, что и на такой площади возможно удачно и грамотно разместить все необходимое для сауны. Согласитесь, для бассейна в сауне, бильярда, солярия и массажного кабинета надо не так уж и много пространства. Можно оставить только сауну, вместо бассейна поставить контрастный душ и комнату для отдыха. Важно для каждой услуги выделить отдельную комнату, пусть небольшую.

По мнению директора сауны «Забава» Екатерины Мурыгиной, многие совершают ошибку уже на первом этапе.

— Находят помещение, покупают или арендуют его, приводят в рабочее состояние и начинают свой бизнес, а лишь после понимают, что не плохо было бы бильярд поставить, солярий организовать… А площадь помещения уже не позволяет, — отмечает эксперт.

Специалисты утверждают, что в идеале строить здание для сауны или бани с нуля. Использовать помещение, где раньше была баня или сауна, тоже совсем нерентабельно, так как высокая влажность намного увеличит стоимость ремонта.

Конкретное месторасположение сауны в городе особого значения не имеет. Многие бизнесмены говорят, что лучше поискать подходящее место в спальном районе, наверняка и выбор помещений там будет лучше и цена ниже, чем в центре города.

Вложения в банный комплекс

В комплексе «Астория» заверяют, что банный бизнес в городе, подобном Ижевску, если его зачинатель рассчитывает в том числе на клиентов с претензиями, требует серьезных вложений — около 20 млн рублей и имеет долгий срок окупаемости — в среднем 3–5 лет.

В этом бизнесе большая расходная часть — 30–50% от оборота вне зависимости от сезона. Больше оборот — больше расходы (расходные материалы, заработная плата — чаще всего практикуется сдельно-премиальная система оплаты труда, привязанная к количеству посетителей).

— Вас ждёт постоянный ремонт: амортизация, поскольку это общественное место с высочайшей проходимостью, да и элемент бытового вандализма никто не отменяет, — рассказывает Елена Юсим. — Именно поэтому мы осознанно увеличили цену. Нам нужна лояльность приличного клиента, цена — некий фильтр для отсева.

— В уважающих себя заведениях все оборудование должно быть исправно, — подчеркивает директор «Астории» Екатерина Мокрушина. — Часто встречаемая картина: ты пришел отдохнуть, а не работает, скажем, караоке. Такого быть не должно. Даже если за два-три часа до заказа что-то вышло из строя, оно обязано работать к приходу клиента. Кроме того, раз в год каждый номер закрывается на ремонт. Гости могут не заметить, мы сами знаем, что нужно подкорректировать. Капитальный ремонт сауны и бани будет необходим раз в 4-5 лет. Постоянный поток клиентов и повышенная влажность способствуют этому. Стоимость его может достичь 20–30% средств, потраченных изначально на внутреннюю отделку.

Численность персонала может варьироваться в зависимости от размера бизнеса и режима работы: крупный комплекс для круглосуточной работы требует 12–15 человек, а небольшая сауна или баня без дополнительных услуг — 3–6 человек. При этом часть персонала можно держать на аутсорсинге — плотника, электрика, сантехника, массажистов, косметологов и проч.

Плюс к этому бизнес имеет ярко выраженную сезонность. Спад начинается с майских праздников, когда люди выезжают за город, начинают топить свои бани, и держится до октября. Следует отметить, что два последних холодных лета пошли владельцам саун и бань на пользу, они говорят, что падение спроса хотя и было, но не такое большое, как в предыдущие годы. Пик посещаемости наблюдается в крупные праздники: Новый год — с конца декабря до середины января, 23 февраля и 8 марта. Бронь на празднование Нового года в «раскрученных» заведениях начинается уже за шесть месяцев.

В периоды сезонных спадов владельцы бань вынуждены стимулировать спрос скидками, которые могут достигать и 50%, однако чаще применяется формула «скидка за опт» — когда при заказе определенного времени (3-4 часа) один час предлагается в подарок.

В оценке прибыльности своего бизнеса эксперты сильно расходятся. Все зависит и от величины комплекса, и от его популярности. В среднем чистая прибыль средней бани составляет в несезон около 200 тысяч рублей, а во время пикового спроса — до 500 тысяч рублей в месяц.

Кризис заведения тоже переживают по-разному. Их финансовое самочувствие зависит от благосостояния клиентов. Так что крупные комплексы с дорогой арендой особых изменений в обороте средств не отмечают. У заведений, чей клиент более чувствителен к изменению экономической ситуации, наблюдается серьезный спад, поскольку люди экономят на отдыхе в первую очередь.

Еще в более неприятном положении находятся сегодня те, кому необходимо проводить капитальный ремонт, — обычно это делается раз в 5-6 лет. Как отмечает Максим Владыкин,  сумма сметы увеличивается вместе с ростом курса валют — только за последние два месяца стоимость ремонтных работ выросла примерно на 30%.

Мифы и действительность банного бизнеса

Самый, пожалуй, распространенный миф: сауна — притонное место для развлечений с девочками. Как крупные комплексы, так и уважающие себя небольшие заведения стремятся развенчать этот стереотип. Активно пропагандируется и поощряется акциями семейный отдых с детьми, а также проведение выездных свадебных церемоний и отдыха для молодоженов.

— Когда мы были дешевой сауной — за 300 рублей в час, мы пользовались популярностью преимущественно по ночам, — вспоминает директор сауны «Забава» Екатерина Мурыгина. — Теперь приходят мамы с детьми, пенсионеры (летом, когда отключают горячую воду в районе). Мы переориентировались на обслуживание близлежащего района по типу «сауна у дома».

Кроме того, Екатерина отметила, бизнес этот не сложный и не требует специальных знаний — оттого и привлекательный. Единственная сложность — это круглосуточная работа без выходных.

Легкость организации и сравнительно небольшие первоначальные вложения сделали этот вид бизнеса популярным, и конкуренция среди бань огромная.

— В районах с частной застройкой, практически на каждой улице ежемесячно открывается по заведению, — говорит Екатерина Мокрушина. — Но рынок уже перенасыщен, много готовых бизнесов выставлено на продажу. Здесь выживет только сильнейший, и важно смотреть вперед, думать на два-три шага вперед. И это явно не тот бизнес, который открыл и забыл. Над ним нужно ежедневно трудиться, улучшаться, что-то пересматривать, «держать руку на пульсе». Моя стратегия развития — не делать, как у всех. Я смотрю, как развиваются другие, и иду по своему пути. Много вкладываю в саморазвитие — нужно много учиться, чтобы знать, куда двигаться.

Сервис прежде всего

За два дня сервис не построить. Это трудоемкий и дорогостоящий процесс, требующий постоянных вложений. Любой владелец сауны/бани должен маниакально следить за чистотой. Это главное условие.

— Важно, чтобы гость всегда был в чистоте, тем более если отдыхают дети — нужно использовать гипоаллергенные чистящие средства, — объясняет Екатерина Мокрушина. —Отдельное внимание — чистоте бассейнов и качеству воды. Нужны технологии очистки, а бывает, и так делают: ведро хлорки налили и перемешали… Если мы заявляем, что вода 28 градусов, то каждое утро ведется проверочный замер температуры, проверяется ph воды и уровень содержания хлора с занесением в специальный журнал. Ежемесячно по своей инициативе мы сдаем воду в СЭС.

— Удовлетворенный клиент с большой вероятностью вернется или станет постоянным, — рассказывает СД другой эксперт. — Такой клиент окажет неоценимую услугу бизнесу, создавая положительную репутацию, дав рекомендации родным, друзьям и знакомым. Важно быть гибким и предложить наилучший вариант: если гость говорит, что он отдыхает с детьми, мы никогда не предложим ему номер с бильярдом. Детям интереснее поиграть в аэрохоккей. Наша задача не просто продать номер, который застаивается, а предоставить человеку возможность отдохнуть в соответствии с его ожиданиями и даже лучше.

Тенденции

Высокая конкуренция на рынке при ценах выше, чем в соседних городах с более высоким уровнем доходов, говорит о том, что «пойти в баню» — как вид проведения досуга — достаточно популярен в Ижевске и может приносить неплохую прибыль.

Эксперты считают, что тем, кто уже крепко стоит на ногах, нужно развиваться в сторону укрупнения — нужно отстраиваться от «мелких частников» спектром услуг, расширяться, строить большие комплексы, куда можно прийти и «затеряться на сутки» (отдых, развлечения, общение, оздоровление).

— Очень скоро все «наедятся» маленькими проектами, — говорит Елена Юсим. — Обычная сауна или баня — это то, что есть у каждого. Дело за крупными комплексами — где человек может получить новые ощущения, отдохнуть в ином пространстве.

Директор «Забавы» Екатерина Мурыгина видит новые возможности и в смене поколений.

— Посетители   молодеют, — отмечает она. — Если раньше деньги были у взрослых людей, которые отработали, пришли расслабиться, то сегодня молодежь имеет личные средства, готова тратить их на отдых, и им нужно предоставить условия в соответствии с их представлениями о том, как нужно отдыхать.

Банный бизнес зиждется на трех китах: сервис, чистота, персонал. Особое внимание следует уделить расходной части — она в этой сфере услуг довольно велика. Чтобы бизнес был конкурентоспособным, нужен пул постоянных клиентов. Важно правильно оценить недостатки конкурентов и внести некую изюминку. Тогда вложения будут оправданными.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.