Информационные технологии в банке

Информационные технологии стали неотъемлемым сопровождающим элементом банковской сферы. Развитие интернета, потребность в ускорении процесса перевода финансовых средств, обеспечении должной безопасности движения денег и сохранности их на счетах мотивируют банки находиться в постоянном поиске технологий. Уровень развития IT-продуктов в банке теперь строго оценивают его потенциальные клиенты. Спрос, как водится, рождает богатое предложение.

Повсеместное использование информационных технологий стало объективной необходимостью. Одна из сфер, где их значение традиционно велико, — финансовая. Можно с уверенностью утверждать, что процесс информатизации банковской деятельности продолжится и в дальнейшем. В банковском секторе в ближайшем будущем будут преобладать тенденции к повышению качества и надежности предлагаемых продуктов и услуг, увеличению скорости проведения расчетных операций, организации электронного доступа клиентов к банковским продуктам. Это обусловлено, прежде всего, стремлением банков к достижению конкурентных преимуществ на финансовых рынках, говорят эксперты.

Тенденции

В настоящее время рынок программных продуктов для кредитных организаций представлен широким спектром систем, различающихся как функциональной частью, так и технической реализацией. Однако любая банковская информационная система обязательно должна отвечать следующим требованиям: возможность сетевой работы многих пользователей; реализация всего комплекса банковских операций по расчетно-кассовому обслуживанию, кредитно-депозитной деятельности, валютным операциям; гибкая настройка для доступа конечных пользователей; поддержка нескольких аппаратных платформ; автоматизированное формирование большей части отчетных форм, возможность их перенастройки и т. д. Этим требованиям сегодня удовлетворяют большинство систем для финансовых организаций, представленных на рынке IT-продуктов.

Российские, да и не только, банки уже давно движутся от разрозненной инфраструктуры с отдельными базами данных к единой, интегрированной и централизованной. Помимо очевидного сокращения затрат за счет устранения дублирующих систем и функций единая инфраструктура дает возможность банкам увидеть «единую версию правды» — все данные собраны, доступны и не противоречат друг другу. Таким образом банки могут более уверенно работать в направлении переориентации с продуктов на клиента, внедряя аналитические CRM, дающие возможность создавать персонифицированные предложения для клиентов и «не стрелять из пушки по воробьям», применяя точечный маркетинг.

— Объективным трендом банков уже становится повышенный фокус на аналитику внутренних данных о клиентах, получение внешних данных для скорринга и взыскания, — рассказывает Михаил Свердлов, руководитель дирекции стратегического развития информационных технологий Уральского банка реконструкции и развития. — Сегодняшний мир для клиента слишком многогранен и очень быстр, и те игроки, которые в этом забеге не будут в лидерах, останутся без своего куска пирога. После нескольких «тучных» лет приходят «голодные», и банки поворачиваются к своим клиентам, стараются сделать свои сервисы и бизнес-процессы более клиентоориентированными. А для всех этих организационных изменений требуется грамотный и мощный IT-ландшафт. Если говорить про банковскую отрасль в целом, то те, кто смотрел в сторону развития, его не прекращают и постоянно модернизируют текущие IT-системы и покупают новые. Кроме этого, все устремили взгляды в сторону монетизации текущей базы и предоставления услуг, которые в классическом понимании не представляются совсем уж банковскими. Так, например, в Ижевске с местной компанией мы реализуем проект по автоматизации работы школьных проходных и работы столовой. В рамках проекта «Растем вместе» банком разработана комплексная инфраструктура, позволяющая школьникам не только входить в школу по банковским картам, но и оплачивать обеды в столовой.

Штатный IT-отдел в банках

Подобный IT-проект — «Школьная карта», можно сказать, один из флагманских продуктов Ижкомбанка. В Удмуртии эта система получила довольно широкое распространение, так как местному банку все же проще налаживать контакты с властями и конкретными образовательными организациями.

По мнению экспертов, развитие IT-направления в банке правильнее осуществлять силами штатных специалистов, нежели отдавать на аутсорсинг.

— При работе с банковскими IT всегда имеется две стороны: сторона бизнеса, которая формирует запрос на совершенствование каких-либо систем, появление новых удобных функций, и сторона IT-сектора, который занимается поиском адекватных этим требованиям продуктов, — рассказывает начальник управления стратегического развития и продвижения банковских продуктов «Ижкомбанка» Илья Чукавин. — Сейчас на рынке очень много программных продуктов. Каждый разработчик предлагает свое решение. Порой это ненужные, бессмысленные программы. И здесь очень важно иметь в банке подразделение, которое с большой тщательностью подходит к проработке продукта, насколько он на самом деле нужен, что даст, какой будет эффект».

Начальник управления информационных технологий Ижкомбанка Василий Арасланов при этом добавляет, что чаще всего банки не имеют собственных разработчиков программ. Позволить себе это могут разве что очень крупные федеральные игроки вроде Сбербанка.

— Для банка важно иметь подразделение, которое будет в первую очередь внедрять разработанные на аутсорсинге программы, чтобы они «врастали» в систему и работали на нее, — говорит г-н Арасланов. — Мы сотрудничаем с разными компаниями-разработчиками, как правило, базирующимися в России. Из относительно недавних проектов — модернизация систем, на которых работают наши банкоматы и терминалы. Он касался дальнейшего совершенствования функционирования этого оборудования, увеличения быстродействия и, конечно, безопасности. Очень крупный проект был по созданию системы «Школьная карта». Он позволяет учащимся с помощью карт расплачиваться за обеды в столовой, а родители могут это контролировать. Для Удмуртии «Школьная карта» был и остается знаковым проектом в сфере банковских ИТ.

Погоня за временем

Как отмечают эксперты, в настоящее время качество работы IT-продуктов в банковских системах воспринимается как конкурентное преимущество. Любое нарушение, ошибка, особенно приобретающая массовый характер, может больно ударить по репутации банка. Клиенты хотят получать более удобное, быстрое и безопасное обслуживание.

— При выборе банком информационной системы, безусловно, следует руководствоваться не только стремлением к использованию последних достижений в данной области, но и объективными требованиями, — отмечает разработчик программ для банков Алексей Тютин. — В первую очередь необходимо учитывать размер банка: число работников и автоматизированных рабочих мест, объем и структуру документооборота, количество внутрибанковских и клиентских счетов, наличие филиальной сети, валютных операций и т. д. Это определяет требования к функциональности и производительности информационной системы. Например, если банк достаточно крупный, с десятками тысяч счетов, более чем сотней сотрудников в головном офисе и оборотом документов в несколько тысяч в день, филиалами, работающими в режиме оnline, то с уверенностью можно предположить, что требуется система на основе клиент/серверного решения на платформе одной из промышленных СУБД. Определенные требования к информационной системе предъявляет специализация банка. Главным образом это касается ее функциональных возможностей и особенностей настройки на конкретную технологию работы кредитной организации.

Мобильные платформы для банков

Одним из наиболее активно развивающихся направлений банковских ИТ стала «мобилизация», то есть создание банками мобильных приложений, позволяющих клиентам не только следить за состоянием своего счета, но и производить оплату, переводить деньги со счета на счет. Большинство крупных федеральных банков уже имеют приложения для сотовых телефонов и планшетов на платформах iOS и Android. В прошлом году подобное приложение запустил и Ижкомбанк. Теперь, как отмечают эксперты, борьба идет в области функциональности, дизайна и юзабилити.

Крайне важным здесь является фактор безопасности использования. Хищения средств с банковских карт через мобильные приложения в последние месяцы стали поводом для клиентов с особой настороженностью относиться к их применению. В Удмуртии наблюдается значительный рост преступлений, совершенных путем хищения денежных средств с банковских карт граждан. За пять месяцев 2015 года зарегистрировано 907 преступлений указанной категории, возбуждено 507 уголовных дел. Причиненный ущерб составил более 5 млн рублей. В полиции отмечают, что в первую очередь жертвами преступников становятся лица, имеющие мобильные телефоны с операционной системой Android и подключенной услугой «Мобильный банк». По данным пресс-службы МВД УР, наибольшее количество хищений происходит с банковских карт и счетов Сбербанка России. В самом банке говорят, что вопросом безопасности занимаются активно, постоянно совершенствуя программные продукты.

Очевидно, что подобные сообщения негативно отражаются на репутации конкретных банков и банковских мобильных приложений в целом.

Как отмечают эксперты, нынешний кризисный год в целом заставляет банки пересматривать свои расходы, многие кредитные организации временно отказались от закупок крупных дорогостоящих программ. Банки поменьше и вовсе тратят деньги исключительно на работоспособность своих систем и необходимое обновление. Однако полностью рынок не застопорился. Развитие банковских ИТ сейчас является неотъемлемой частью стратегии любой кредитной организации, так как от этого зависит и удержание клиентов, и оптимизация работы самого банка, и необходимость постоянного повышения уровня безопасности систем.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.