Стартап BOXGLASS: Виртуальная реальность — это возможность получить неоценимый опыт, не рискуя жизнью и здоровьем

Через картонные очки

Ижевский стартап BOXGLASS довольно необычен — он создан на стыке трех отраслей: высокие технологии, индустрия развлечений и производство. Основатели стартапа — трое однокурсников — Игорь Мельников, Александр Копанев и Дмитрий Демаков ухватились за идею компании Google и начали производить очки виртуальной реальности, позволяющие при помощи смартфона просматривать vr-видео и пользоваться vr-приложениями. Как оказалось, этот рынок в России практически «голубой океан» — на нем нет крупных игроков, фактически отсутствует конкуренция, а перспективы развития вполне очевидны.

Идея в подарок

— Сначала появился шлем виртуальной реальности, разработанный компанией Oculus VR, а в 2014 году компания Google показала, что для достижения похожего эффекта  достаточно картонного устройства и пары линз. И тот факт, что Oculus VR  продалась Facebook за 2 миллиарда долларов, при том, что они не выпустили ни одного устройства для потребителей — только версии для разработчиков, мы восприняли как звонок из Силиконовой долины: стало понятно — направление будет развиваться и у него есть будущее.

Мы связались с Google, они прислали нам чертежи конструкции. Мы собрали устройство Google, но поняли, что оно сложное — требуются скотч или клей. И сделали свою версию, для которой не требуется клей, она просто складывается. Сделали несколько вариантов — из дерева, кожи и пластика, но в итоге остановились на картонном варианте — как самом простом, технологичном и дешевом.

Когда мы сами посмотрели, как это устроено, все вопросы отпали — мы сразу поняли, как и где это может быть использовано — в играх, образовании, медицине,  торговле — и, соответственно, как на этом можно зарабатывать. Стали изучать материал, и стало ясно, что популярность этот продукт будет набирать. Что и происходит — технология довольно быстро популяризуется. Год назад на нас смотрели как на чудаков: ребята, картон — о чем вообще речь? Сегодня все поворачивается в другую сторону — нам звонят, нас пытаются найти. И пока мы являемся единственными производителями в России.

Вначале мы двинулись не туда, и это стоило нам денег. Такая история произошла:  мы начали делать картон, сделали за месяц два образца, подготовились к производству, а потом появился человек, который сказал: «Зачем делать картон? Поехали делать шлем виртуальной реальности». Мы взяли кредиты и поехали делать шлем для Министерства обороны. Из этого, конечно, ничего не выросло, и в феврале мы вернулись обратно к картону. В итоге из 2 миллионов нашего стартового капитала только 500 тысяч было потрачено в верном направлении. Можно сказать, «попали», но перспектива есть, и коробки дают возможность существовать — потихоньку из этой ситуации мы выходим. Опыт — это тоже результат. Во всяком случае, изнутри увидели, как работает государственная машина.

Думаем, что уже через год все презентации будут происходить при помощи vr-очков. Есть же множество вариантов: «Самсунг» сделал свою гарнитуру, она стоит 15 тысяч рублей, есть у них же и вариант подешевле — за 100 долларов. Есть российские производители — делают из пластика — они вложили в это порядка 2 миллионов долларов.

 «Сделали» Китай

Когда рассматривали варианты производства, то, естественно, посмотрели, что предлагают на рынке китайцы, и сразу поняли, что можем с ними конкурировать. Сейчас Китай штампует «коробки» по гугловским конструкциям большими объемами. Но, во-первых, они неудобные. Во-вторых, низкое качество производства. В-третьих, они не могут брендировать. Хотя линзы мы заказываем из Китая, а для первых экземпляров покупали лупы в магазине и вытаскивали из них линзы.

Сегодня на наших «коробках» стоит маркировка «Сделано в России». Конечно, мы не сами штампуем. В нашем изделии есть достаточно сложные элементы для штамповки, и типографский штамп, чтобы производить такой продукт, стоит порядка 2 миллионов евро. Так что мы искали соответствующее производство и нашли 5–7 производителей в России, выбрали того, кто нам больше подходит, заключили партнерское соглашение. Разработку мы ведем сами: Александр у нас специалист — он может и отчертить, и отрисовать, он и нарисовал нашу личную конструкцию. В розницу идет стандартный вариант с печатью в один цвет. Но если заказчик хочет, то очки могут быть любого цвета и с любым рисунком — картон можно ламинировать, заливать цветом и т. д. Причем на цене это сказывается не очень сильно — разница будет в пределах 100 рублей. Но, естественно, эта опция доступна для достаточно крупных тиражей.

Оптом и в розницу

Наш продукт хорош тем, что его можно выпускать сразу в нескольких вариантах. Первый — нам звонят или заказывают через сайт. Мы в течение трех дней высылаем в любую точку России готовые «коробки» в базовом варианте. Второй — брендированные «коробки». Это около двух недель на разработку дизайна, согласование и печать. И третий вариант — это «коробки» плюс контент. Здесь потребуется месяц или два в зависимости от того, какой контент нужен.

Начинали мы продавать через интернет — сделали сайт, страницы в соцсетях, рекламу. На нас начали выходить заказчики,  прежде всего это магазины гаджетов, игрушек, оригинальных подарков, аттракционы Oculus Rift, которые стоят в торговых центрах. Затем появились и розничные заказчики — они приходят, как правило, с сайтов тех же магазинов. Аудитория оказалась довольно широкой, и она растет.

Вообще, сначала мы ориентировались на конечного потребителя, хотя на тот момент приложений виртуальной реальности было очень мало — ну, сказал одно, покатался на американских горках и все. Но прошел всего год, и этот сегмент значительно вырос: появилось довольно много приложений, Google разрешил размещение vr-видео на «Ютьюбе». Сегмент быстро растет, а с ним растет и спрос на наш продукт.

Продавать очки мы начали год назад и на данный момент реализовали семь тысяч штук. Самый большой заказ пришел с выходом на рынок B2B — от компании Ford на 3500 штук. Было еще несколько партий поменьше — 1000, 400 и 300 штук, остальное продали в розницу. Причем цена у нас достаточно высокая для розницы — 700 рублей, а клиенты все равно есть.

С коммерческой точки зрения наши очки — это дешевый маркетинговый инструмент, который создает вау-эффект и плюс дополнительно привлекает потребителя в офис компании. Это дает нам возможность сегодня активно работать на корпоративном рынке. Мы уже сделали партию для компании «Форд» и сегодня ведем переговоры с другими автопроизводителями. С «Фордом» получилось просто, потому что у них уже было готовое vr-видео: с его помощью человек, придя в автосалон, во время ожидания может осмотреть салон автомобиля словно изнутри или оказаться на месте водителя раллийной «Фиесты».

Мы хотим выйти на международный рынок и продать миллион «коробок» до конца 2016 года. Такая «коробка» стоит в Европе 15 евро. А мы оптом можем им продавать по пять. Правда, пока продали только в Ригу, и то за рубли, но мы считаем, что тут важен сам факт того, что наше изделие там начинает распространяться. Конечная цель — чтобы к концу 2016 года пользователь мог эту «коробку» заказать бесплатно — только за доставку заплатить. А продавать мы будем контент на рынке В2В.

Взгляд в будущее

Кардборд, «коробки» — это только первое направление бизнеса. Второе направление — видеопродакшн. Его мы начинаем развивать. Сейчас приобретаем камеру, позволяющую снимать видео на 360°. У нас есть команда, которая умеет делать монтаж такого видео и наносить на него графику.

Кроме этого, развиваем социальную сторону. Мы взаимодействуем с ребятами из команды «Подросток» — разрабатываем программу по лечению наркозависимости. С помощью этой штуки на молодых людей, попавших в зависимость от наркотиков, можно произвести впечатление. Во-первых, наглядно, не с помощью скучной лекции, а в виртуальной реальности продемонстрировать им, какое будущее их ждет, если они продолжат употреблять наркотики. Во-вторых, показать, сколько действительно прекрасных и интересных вещей есть в мире: продемонстрировать прыжок с парашютом, показать, как играет в футбол Неймар и т. д.

Думаем, что уже через год все презентации будут происходить при помощи vr-очков. Есть же множество вариантов: «Самсунг» сделал свою гарнитуру, она стоит 15 тысяч рублей, есть у них же и вариант подешевле — за 100 долларов. Есть российские производители — делают из пластика — они вложили в это порядка 2 миллионов долларов.

Рынок очень быстро растет — сегодня на него заходят крупные кинопроизводители, такие как Disney, 21 Century Fox и т. д. Они понимают, что это следующий этап донесения контента до зрителей. Ну и мы движемся в эту же сторону — продавать контент. Как это делать для В2В, понятно: мы можем отснять фильм для автопроизводителя, можем разрабатывать виртуальные туры для застройщиков — человек может с помощью этого приложения посмотреть свою будущую квартиру. Есть еще образование и медицина.

Сегодня тот же Google заходит в образование очень активно. У них есть кейс — 24 «коробки» и два планшета, в которых установлено программное обеспечение по математике, физике и т. п. Разработаны соответствующие методики обучения. Дети получают возможность погрузиться в среду — например, изучая географию, пройтись по африканской саванне или по улицам другого города. Это совершенно другое качество обучения.

Виртуальная реальность — это возможность получить неоценимый опыт человечества, не рискуя жизнью и здоровьем. Сейчас можно с помощью небольшого гаджета обеспечить считывание движения руки, то есть брать виртуальные предметы, передвигать их и т. д. Это открывает дополнительные возможности — допустим, учебная программа в виде квеста, когда для того, чтобы выйти, например, из комнаты, вам нужно применить законы физики. Фактически это изучение тех же законов физики на практике: от простейших законов механики до атомных взаимодействий. Огромные возможности применения в медицине — например, для реабилитации людей, которые долгое время находятся на стационарном лечении.

Чтобы делать контент, нужно оборудование. Самая дешевая камера стоит всего 5 тысяч рублей, но она не будет давать приемлемого качества. Чтобы выдавать приемлемый контент, от которого человека не стошнит (в прямом смысле слова), нужны профессиональная камера, специальное оборудование и софт. Конечно, профессиональная съемка стоит тоже недешево — от 150 тысяч рублей и выше, но все равно видео дешевле, чем графика. Нарисовать — это очень дорого, нарисовать качественно — очень, очень дорого.

Количество vr-видео постоянно растет — в Сети уже множество таких продуктов: от любительских роликов до концерта Пола Маккартни. И все существующие проблемы — по стабилизации, камерам, софту — решаются буквально день за днем. Мы тоже пробовали снимать — просто взяли шесть камер, напечатали на 3D-принтере держатель, сняли, увидели, как это работает, и поняли, что нужно купить профессиональное оборудование.

У нас пока есть запас кардбордов предыдущей партии. Мы его распродаем и думаем: нужно найти инвестора. Нам нужно около 2 миллионов рублей — сделать партию 20 000 на склад и начать делать контент.

Опубликовано в журнале Свое дело в ноябре 2015 года.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.