Антон Пономаренко, «Ярко»: В этом смысл — не привязываться к результату, потому что все равно не привяжешься — мир изменчив.

«Добрые обеды Ярко!» — первый в Ижевске сервис по доставке вегетарианской еды. Стартап замечателен не только своей узкой нишевой направленностью, но и тем, что за ним стоит человек, которого многие в городе знают по его деятельности совсем в другой сфере. Это Антон Пономаренко, дизайнер и основатель хорошо известной в Ижевске и за его пределами дизайн-студии «Ярко!», специализирующейся на графическом дизайне, изготовлении рекламных материалов и создании веб-сайтов.

Встретившись с Антоном, мы выяснили, что его «Добрые обеды» не просто еще одно направление бизнеса, а часть совершенно нового проекта, который и сам по себе является частью новой жизни.

— Все началось с перехода на вегетарианство. Всем известная фраза «мы то, что мы едим» в какой-то момент для меня перешла из ума в сердце, из знания стала пониманием. Еще был такой момент — мы с женой ждали третьего ребенка, а оказалось, что у нас двойня. Это подтолкнуло к тому, чтобы задуматься над тем, как живешь и что дальше с этим делать. Это был такой переломный момент, когда пришлось переосмыслить свой образ жизни и найти способ мыслить более позитивно. С вегетарианством отвалился алкоголь, сигареты — все это позволило встать на путь очищения сознания. Я этот образ жизни принял, увидел других людей, которые живут так же, и постепенно это превратилось в желание дать людям возможность попробовать жить подобным образом.

Если глубоко посмотреть, то единственная мотивация у любого человека — быть счастливым. Мы все хотим улучшить нашу жизнь. Просто каждый черпает счастье из своего колодца. Бхагавадгита описывает три вида колодцев, откуда человек черпает счастье: счастье в благости, счастье в страсти и счастье в невежестве. Счастье в благости — это когда мы отдаем, не думая о мотивации. И вот сейчас я хочу, чтобы люди вокруг меня были счастливы. Отсюда и вегетарианская кухня: продукты тоже делятся на три категории. Например, алкоголь, мясо — это продукты в невежестве. Острая, жареная пища — это продукты в страсти. А спокойные продукты с естественным вкусом, такие как фрукты, овощи, молоко, — это продукты в благости.

Я, как и многие люди, склонен к фанатизму и когда начал переходить к этому образу жизни, казалось, что все старое нужно разрушить и построить новое. В какой-то момент у меня появилось желание полностью закрыть тему с сайтами, но не получилось — клиенты не отпустили. Ну и слава Богу… Сейчас это направление сохраняется во многом благодаря тому, что, пытаясь закончить с ним, я смог увидеть этот бизнес с другой точки зрения. И сейчас есть человек, который им занимается, но я уже в эту тему не погружаюсь — помогаю, советую, могу поучаствовать как дизайнер — и мне это нравится.

«Социальное предпринимательство» — определение, которое наиболее подходит к тому, что мы делаем сейчас. В частности, «Добрые обеды». У меня есть огромное желание жить и работать так, чтобы деньги не являлись целью сами по себе. Цель — качественная услуга или популяризация идеи. В таком ключе я хочу научиться работать и с дизайн-студией, потому что раньше здесь деньги, конечно, были целью, но часто за этой целью теряется кайф от самого процесса.

Моя идея была в том, чтобы создать клуб или центр, где мы будем заниматься тремя вещами: давать людям знания, помогать решать проблемы со здоровьем и будем кормить. И сегодня она именно так и реализуется: «Добрые обеды» — это только одно из направлений. Еще у нас есть йога, мы занимаемся организацией семинаров, тренингов и личных консультаций, в частности, консультаций астролога — это, по сути, тот же психолог, потому что его задача не в том, чтобы сказать, какие планеты как стоят,  предмет для консультации — это всегда жизненные вопросы людей.

В Бхагавадгите есть стих, смысл которого в том, что ты не привязываешься к плодам своей деятельности, а погружаешься в процесс. От него произошел рыцарский девиз: «Делай что должно, и будь что будет». Когда в это настроение входишь, реальность разворачивается в твою сторону — все начинает происходить само собой.

Когда начинаешь сосредотачиваться на результате, теряешь сам процесс, потому что результат сам очень призрачный — материальный мир непостоянен. Наши цели продиктованы умом, а ум очень подвижный — утром хотелось одного, а вечером хочется другого. Получается, что задача трудна вдвойне: и мы двигаемся, и цель наша двигается — и все это происходит не в одной плоскости. Как стрелять по двигающейся мишени, при этом самому находясь в движении, — это стресс. Поэтому я пытаюсь найти цель более стабильную, более вечную, что ли. А вечны в этом мире отношения — это более стабильная цель. В таком случае я застрахован от того, что мне захочется что-то поменять.

У меня не было такой задачи — запустить обеды в какое-то определенное время.  Просто появилось это помещение, появились подходящие условия, и все само начало происходить. Позвонил человек, который давно хотел переехать в Ижевск, — а он повар. Вложения в оборудование были минимальные, потому что не было задачи готовить в промышленных масштабах. Так же с руководителем направления доставки получилось: мы уже не справлялись с доставкой, и вот появился человек, который взял на себя это, и уже благодаря ему появились такие направления, как доставка вареников и пирогов.

Не было бизнес-плана, были примерные прикидки, как это должно работать. Безусловно, деньги мы считали. Но считали их с той целью, чтобы люди получали зарплату, чтобы мы могли платить за аренду и поддерживать механизм. То есть в данном случае деньги — средство, а не цель. Они нужны для того, чтобы дальше заниматься этой деятельностью, постараться сделать людей счастливыми. И хотя задача была создать предприятие, которое будет заниматься доставкой обедов, сегодня людей, которые приходят к нам сюда, больше, чем тех, кто заказывает доставку. Мы вообще не планировали, что сюда будут приходить есть. Но все равно приходят, потому что здесь есть атмосфера, общение.

Людей, которые за эти полгода у нас поели хотя бы раз, наберется около 250 человек. Постоянно мы кормим человек 25 — это на уровне выживаемости. Для того чтобы нормально развиваться, нам нужно выйти где-то на 40 постоянных клиентов. Зимой и весной мы доходили до этой цифры. Но закончился православный пост, и оказалось, что люди ели у нас исключительно в виде альтернативы. Теплый май, июнь дали отток людей. Но начиная с июля они начали приходить снова.

У нас нет позиционирования, что у нас едят только вегетарианцы. Многие просто пробуют кухню. Конечно, здорово, если человек, попробовав такую еду у нас, придет к мысли, что ему нужно стать вегетарианцем. Но я не настаиваю и не проверяю  каждого, кто приходит. Идея в том, чтобы дать людям попробовать вкус вегетарианской пищи, дать им возможность познакомиться с людьми, которые живут этой философией. Люди пытаются перейти в настроение благости — им в этом нужно помочь. Я создаю здесь для этого все возможности. Неважно, какую религию человек исповедует. Корни моей философии ведические, но к нам приходят и христиане, и мусульмане.

Я бы не сказал, что у нас клуб развивается по какому-то бизнес-плану, — по плану, но скорее по плану судьбы. История с обедами типичная: есть череда самых разных событий — позитивных и негативных, которые привели к тому, что этот проект существует. То есть существует некий процесс, от участия в котором я получаю удовлетворение. В этом смысл — не привязываться к результату, потому что все равно не привяжешься — мир изменчив и тебе просто больно будет разрывать эти привязанности. Если ты их сам разрываешь, ты к этому готов, а если другие люди пытаются твои привязанности разорвать, тебе от этого больно. И чтобы тебе не было больно, нужно самому поработать над тем, чтобы не привязываться. Сначала нужно научиться не привязываться к результату, а затем — и к процессу. Но для меня это еще впереди — лет через двадцать можно будет поговорить и об этом.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.