И CheckU, симкомата сын

Ижевский предприниматель Артем Субботин никогда не работал в паспортном столе, но без труда может отличить настоящий документ от подделки. Лучше с этой задачей справляется, пожалуй, только онлайн-сервис CheckU — продукт, разработанный компанией «Терминальные решения», соучредителем которой Субботин является. СД узнал, в чем уникальность этого решения и почему появлению новой услуги особенно рады иностранные женихи.

О предпринимателе Артеме Субботине СД писал уже дважды: в 2009 году, когда Артем занимался бизнесом по изготовлению бин-бэгов, и три года назад, когда предприниматель рассказывал нам о симкоматах — терминалах автоматической выдачи сим-карт — и предрекал им большое будущее в России.

Но оптимистичным прогнозам не суждено было сбыться. Планы предпринимателя из Удмуртии и его команды разрушил российский экономический кризис, в ходе которого курс доллара взлетел вдвое. В результате российские операторы мобильной связи отказались от покупки терминалов, рыночная стоимость которых в 2014 году составляла 7800 долларов в базовой комплектации.

«Сейчас наши симкоматы работают исключительно за пределами России, а именно в Камеруне, Чехии, на Северном Кипре, в Приднестровье, Таджикистане и Беларуси. Всего в восьми странах. За пять лет мы продали около 50 терминалов, — комментирует Артем Субботин. — Что касается доходности, симкоматы приносят нам бОльшую прибыль, чем наш второй проект CheckU. Но именно его мы считаем более перспективным».

Справка СД

Артём Субботин, 33 года

Автор 25 бизнес-проектов. Сейчас из них действуют четыре: производство бескаркасной мебели — бин-бэгов, создание персонализированных мультфильмов (эти проекты продолжает вести жена), продажа рекламы в интернете.

В 2009 году стал дилером компании «ВымпелКом». Открыл в Удмуртии 25 монобрендовых салонов связи и порядка 100 стоек btl.

С 2012 года — соучредитель технологической компании «Терминальные решения». В 2014 году компания получила статус резидента СКОЛКОВО.

В 2014 году была создана компания «Симкомакт». Она ориентирована на коммерческую деятельность, производство и продажи технологий компании «Терминальные решения».

Детище симкомата

CheckU — это, по сути, детище симкомата. Напомним, в этот аппарат в 2014 году специалисты компании «Терминальные решения» внедрили уникальную по тем временам технологию верификации личности покупателей. Это позволило предотвратить приобретение сим-карт по чужому паспорту. Проще говоря, симкомат научили сравнивать фото в паспорте, который предъявляет для сканирования покупатель, и реальное фото человека, сделанное в процессе покупки.

«В 2015 году этот софт мы вынесли в отдельное решение и создали из него отдельный продукт, — поясняет Субботин. — Тогда мы радовались тому, что в этом проекте избавились от „железа“, тому, что будем продавать программное обеспечение как горячие пирожки. Но не тут-то было. В наши планы вмешался регулятор в лице государства с собственной системой верификации — ЕСИА (Единая система идентификации и аутентификации. — Прим. СД), через которую можно авторизоваться на сайте госуслуг. Мы сначала расстроились, решив, что государство отобрало у нас кусок пирога. Но сейчас планируется внести поправки в закон, которые предполагают, что, кроме ЕСИА, будет действовать еще и биометрическая верификация личности. Мы на время выдохнули, ждем решения».

Впрочем, даже если государством будет принято решение не в пользу предпринимателей, оказывающих услуги верификации, Субботин и его команда не расстроятся.

«Наша технология позволяет не только верифицировать лица, но и определять подлинность документов. Причем мы поддерживаем работу не только с внутренними российскими паспортами (в которых, как в Библии, каждый раз находим что-то новое, поскольку каждая миграционная служба оформляет их по-своему), но и с заграничными, ИД-картами, а также паспортами любой из 200 стран. Наш проект универсален, поэтому мы не сильно переживаем, — спокоен ижевский предприниматель. — Если вдруг в России изменятся условия работы, у нас есть зарубежный рынок, на который мы уже давно зашли со своими симкоматами».

Участие человека как атавизм

Универсальная система ижевской компании позволяет внедряться в любые сторонние решения, в том числе терминалы самообслуживания, мобильные приложения, веб-сайты и сервисы. Но на данный момент основные клиенты «Терминальных решений» — телекоммуникационные и микрофинансовые организации.

«Сотрудники одной кредитной организации, которая выдает займы выходцам из стран СНГ, столкнулись с тем, что не могли понять, свой ли паспорт им предъявляют представители азиатских национальностей. Но если мы с трудом отличаем одного азиата от другого, то компьютеру все равно. Он точно выверяет соотношение расстояний между зрачками, уголками рта и прочими заданными антропометрическими точками, — рассказывает о потребностях клиентов Артем Субботин. — Уникальность нашего продукта заключается в том, что он может верифицировать личность удаленно с помощью компьютера. CheckU позволяет компаниям сокращать издержки, существенно снижая затраты на содержание многочисленных сотрудников, которые занимаются идентификацией лиц потенциальных клиентов. Для многих выгоднее купить у нас лицензию на пользование сервисом, стоимость которой от одного миллиона рублей в год».

Впрочем, сервис CheckU тоже не исключает человеческий фактор.

«На первоначальном этапе дополнительная проверка результатов, выданных компьютером, нам была действительно нужна. Но сейчас это уже просто атавизм, от которого мы не может избавиться из-за того, что в федеральном законе „О связи“, принятом в 1997 году, прописано, что удостоверять личность должен человек, а не машина», — комментирует предприниматель.

Для чего CheckU иностранным женихам

Кроме того, сотрудники компании «Терминальные решения» бесплатно отвечают на единичные запросы, которые приходят на сайт, — в среднем по пять в день. Процентов восемьдесят из них приходится на рынок так называемого совместного потребления. Это европейские или американские компании, которые занимаются автопрокатом, сдачей в аренду квартир через специальные приложения. В числе постоянных клиентов также мужчины-иностранцы, желающие проверить, не обманывают ли их виртуальные невесты.

«В девяноста процентах случаев нам приходится огорчать женихов, сообщать им, что паспорт их „невесты“ — подделка, что их просто развели на деньги. Знали бы вы, какие благодарственные письма мы от них потом получаем!» — доволен Субботин.

Международная компания из семи человек

За три года, прошедших с нашей последней встречи с Артемом Субботиным, штат его компании не увеличился. В ней по-прежнему работают не больше семи человек. В ижевском офисе трудятся проектировщик интерфейса и разработчик программного обеспечения. И есть еще пара разработчиков на аутсорсинге. Кроме того, в числе старожилов компании — иностранные специалисты.

«Это мой партнер. Он русский, но уже много лет живет в Австралии, здесь бывает наездами, — рассказывает о коллегах Субботин. — Продолжаем работать с китайским специалистом, которого мы нашли через студенческую программу ISIC. В нашей компании он отвечает за „железо“. Тимбао вернулся в Китай, но мы продолжаем сотрудничать с ним удаленно. К примеру, как-то мы закупали в Китае одно устройство за 250 долларов. А Тимбао удалось сбить цену более чем в три раза, просто поговорив с поставщиком на китайском языке».

«Мы все еще на стадии стартапа»

На следующий день после встречи с журналистом СД Артем Субботин и его команда уехали в Москву. Пока на лето.

«Во-первых, нам нужно углубить наши отношения с клиентами. Мой ответ „приеду через неделю“ москвичей не устраивает. Во-вторых, в Москве бешеный ритм жизни, там, несмотря на расстояния, я успеваю гораздо больше, чем в Ижевске. В-третьих, в Москве работают наши партнеры и инвесторы», — рассказывает Артем.

Оценивая то, что было сделано за пять лет работы — с момента презентации первого симкомата, Артем Субботин отмечает, что компания «Терминальные решения» все еще находится на стадии стартапа.

«До „Терминальных решений“ я открывал множество бизнесов, которые быстро запускались и начинали приносить неплохие деньги, а тут все движется очень медленно. Но почему именно это дело, которое пока не приносит материального удовлетворения, оставлять не хочется, — с улыбкой говорит соучредитель компании. — Сначала было жалко приложенных усилий. Потом что-то начало получаться, и мы увидели свет в конце тоннеля. Затем появилась вера в продукт, в том числе со стороны инвесторов. Осталось только продвинуть услугу на рынок, чем мы и займемся в ближайшее время».

Справка СД

Проверка на подлинность: как это работает

Проверка сканов документов: Первым делом система определяет, является ли загруженный файл изображением документа, удостоверяющего личность. Определив формат и вид документа, изображение прогоняется по 62 параметрам, каждый из которых отвечает за выявление конкретного признака подделки. Проверяется все: от того, каким устройством сделан скан или фотография документа, есть ли признаки фотомонтажа, до соответствия вклеенной в паспорт фотографии стандартам ISO/ICAO или российскому ГОСТу. Итогом всех проверок является подробный отчет с перечнем «проблемных мест» в документе и оценкой от 1 до 7 по шкале «уровня доверия».

Идентификация лиц: Оценку паре фотографий (в документе и той, что сделана в момент обращения) выставляет компьютер. Он сравнивает изображения по 128 уникальным характеристикам лица. Итогом сравнения является процент схожести.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.