Квест «Взаперти»

Выходи из комнаты

Квесты проникли в Россию буквально два с половиной года назад. Тогда это был один проект, который стремительно начал распространяться по разным городам. Ижевск познакомился с новым развлечением в конце прошлого года и сразу отличился — наряду со знаменитой франшизой у нас образовалось самобытное предприятие в том же жанре, получившее название «Взаперти». И сегодня, менее чем через год существования, оно интересует уже не только местную публику, но и предпринимателей из других городов России и даже из-за рубежа, желающих приобрести франшизу.

Сооснователь ижевского квеста «Взаперти» Руслан Журавлев семь лет работает в индустрии развлечений. В 2005–2007 годах он участвовал в городских интеллектуальных играх. Он и его соучастники по Encоunter (городские квесты с интеллектуальными и творческими заданиями и загадками) были практически первопроходцами, тогда еще они ездили на трамваях — машин у участников не было. На пике популярности квестов в российских мегаполисах, преимущественно работающих по франшизе, Руслан и партнеры предложили ижевчанам авторские варианты испытаний за деньги.

— Что привело вас к созданию квеста?

— Первого сентября 2014 года пришла идея организовать городской квест в Ижевске. Вы знаете, что эта тема очень развита последние много лет в Азии, затем охватила и Европу, а в России очень популярны квесты в Санкт-Петербурге. Я изучил рынок, нашел интересный вариант франшизы, обсудил с партнерами. Уже 28 сентября мы поехали в Питер, чтобы познакомиться, узнать условия. Поиграли и поняли, как квесты делать не надо. Игра оказалась на очень низком уровне, много недоработок, ошибок, нет атмосферы, банальные загадки.

Сразу стало очевидно, что квесты такого уровня не посоветуют друзьям и знакомым, — такой источник рекламы, как сарафанное радио, работать не будет, поскольку хороших рекомендаций развлечение не получит.

Мы с партнерами решили, что у нас уже достаточно опыта в организации праздников, — мы знаем, какие эмоции нужны людям, что они ждут от развлечений, в том числе интеллектуальных, и решили создать квест самостоятельно. У нас сразу родились две идеи, пока летели из Питера, обсуждали.

Мой партнер — это Ксения Мусифулина, с которой мы занимались организацией праздников, т. е. это уже был не первый наш стартап.

— Как шла работа по реализации проекта?

— На момент рождения проекта у нас на двоих всего было 130 тысяч рублей. Но было большое желание и амбиции, на этот раз страхов и сомнений перед открытием нового бизнеса, в отличие от предыдущих мыслей о создании своего нового дела, не возникало. Хотя в Ижевске на тот момент еще не было опыта организации квестов. Через месяц после поездки в Питер мы арендовали помещение в отеле «ГринРуф». Пока мы еще не решались снимать площади в центре. А поскольку место не всем известное, мы приняли решение организовать доставку команды на игру. Такой бонус мы предлагали на этапе стартапа полтора месяца. Со временем клиенты стали злоупотреблять, собирать народ по всему городу, потом развозить. Проконтролировать это было сложно, так как у нас нет своих водителей, мы работали со службой такси, а таксист везет туда, куда ему говорят пассажиры, и в нашем случае счет предъявляет нам. Когда мы упразднили данный сервис, это практически не сказалось на запросах. Им пользовались процентов десять клиентов, остальные добираются самостоятельно на личных авто или такси. Общаясь с гостями, понимаем, что если хорошо сделано, то неважно, где это находится.

Понимая, что квесты чаще будут посещать компании по случаю праздников и корпоративов, которые часто сопровождаются фуршетами, наличие в арендованном помещении (отеле) ресторана, сауны и прочих подобных удобств мы сочли не просто кстати, а необходимым условием.  Новый квест открыт в центре, в районе, где, в принципе, много заведений общепита, клубов в шаговой доступности, но мы и здесь намерены решить вопрос с организацией фуршетов на месте.

— «Клаустрофобия», первый в России квест, работающий по франшизе, начал работу в Ижевске через две недели после вас, а за две недели до вас открылась «Фобия». В итоге одновременно в городе заработало три квест-проекта. Вы зашли на рынок в непростой период и при этом уже заявляете об успешности своего стартапа. 

— Мы открылись 14 декабря 2014 года. Запустили рекламу через соцсети и СМИ, сайт мы создали еще до старта проекта. Первый квест — «Тайны перевала Дятлова» —  до сих пор очень популярен, судя по отзывам, благодаря атмосфере, передающей дух того времени, и интересным загадкам. С первых дней новогодних каникул у нас были заказы на несколько игр в день. Десятого января 2015 года мы запустили второй квест — «Побег из Супермакса».

Говорят, проект можно назвать успешным, если он окупается за год. Наш проект окупился через 3 месяца и 3 недели после первого дня работы. Честно говоря, доход от него как по скорости, так и по объему стал для нас неожиданным. Затраты на запуск одного квеста до сих пор составляли 500 тысяч рублей. Но это с учетом того, что многие вещи мы делали своими руками: электронику, реставрацию инвентаря, строительство комнат.

 — Сколько уходит на поддержание работы квеста ежемесячно (аренда, зарплата оператора и уборщиков, реклама и т. п.)?

— Есть определенная константа, от которой не уйдешь, — это оплата аренды, коммунальных услуг, зарплата оператора квеста. На один квест эта константа составляет примерно 35 тысяч. У рекламы бюджеты не ограничены, самое главное, чтобы затраты на рекламу были всегда меньше тех сумм, которые принесет эта реклама. А у нас бывали и серьезные финансовые промахи в рекламных кампаниях.

— Сколько нужно проводить игр ежемесячно, чтобы окупаться и получать нужную прибыль?

— Средний чек за одну игру составляет 2350 рублей. Для того чтобы квест работал на самоокупаемость, в месяц достаточно провести 15 игр. Это одна игра за два дня. Изначально, когда мы строились, один мой друг, уже состоявшийся предприниматель, сказал, что вы должны в месяц зарабатывать 300 тысяч, 100 тысяч должны быть ваши расходы. Нам казалось это фантастикой, но практика показала, что все более чем реально.

— Были мысли привлечь инвесторов, может быть, через краудфандинг?

— Сначала хотели привлечь сторонних инвесторов, но решили попробовать сами и скоро поняли, что справляемся, тем более что вложения не оказались столь высокими, чтобы их трудно было отбить.

— Как рождаются квесты, что дает понимание того, что нужны новые?

— Успешность и популярность одного квеста, большое желание клиентов посетить «Взаперти» снова и заставляет нас создавать новые квесты. Я по себе знаю, что, побывав на интересном квесте, это всегда захватывает и хочется еще. А поскольку один квест не имеет конфигураций по загадкам, то посетить его можно только один раз.

Идеи квестов генерирую я, выставляя на суд коллег, затем мы все это соотносим с техническими возможностями, особенностями строительства, создав при этом особенную атмосферу и возможность игрокам с азартом решать головоломки. Это очень непростой процесс.

Можно придумать три сложных задания, каждое из которых будет разгадываться по двадцать, а то и более минут. Но на выходе из комнаты у участников не будет чувства удовлетворения, тех эмоций, которые захватывают. Поэтому важно найти золотую середину между наличием сложных загадок и более простых заданий, связать головоломки между собой. Плюс сделать интересным сам процесс разгадывания, сюжетную линию. Прежде чем запустить новый квест, мы тестируем его на коллегах, друзьях и знакомых.

— Как и в других интеллектуальных играх, которые теперь стали популярны в Ижевске, многих потенциальных игроков, в т. ч. и участников квестов, останавливают, на их взгляд, недостаточные знания, эрудиция. Организаторы подобных развлечений, конечно же, пытаются развенчать эти мифы и утверждают, что «особенных знаний вам не понадобится». Насколько это касается прохождения квестов?

—  Все ответы на загадки, решения задач находятся внутри квеста, наличие знаний извне участникам действительно не понадобится. Задача — расшифровать, имея существующую информацию, изучать ее по ходу, быть внимательными и искать связи. Плюс всегда есть несколько подсказок оператора, связь с которым держится по рации.

— Оператор играет определенную роль в команде. С одной стороны, он смотрит за тем, чтобы участники не перестарались и что-либо случайно не сломали, с другой — дает подсказки, в т. ч. и «платные», определяя соразмерность стоимости, предложенной участниками.

—  Оператор — хранитель квеста. Стоимость подсказок — командный танцевальный или песенный номер. На этапе старта мы сами выполняли эту роль, сегодня — наемные операторы.

— Поскольку мы заговорили о кадрах, насколько актуальна для вас проблема их поиска, учитывая высокую технологичность квестов?

— 23 февраля, точнее, в приуроченные к нему длинные выходные, у нас был бум  — 56 игр за четыре дня. Работали все. Тогда нам пришлось серьезно подойти к вопросу расширения штата.

Так получилось, что в поиске кадров нам просто повезло. Я подал объявления о поиске специалиста, чья задача была реализовать всего лишь одну загадку, в итоге он стал нашим основным технарем.

Я долго думал о том, что нам нужен классный оформитель, и так получилось, что он сам нам написал. Теперь успешно сотрудничаем.

— На какие каналы рекламы и продвижения вы делаете основную ставку?

— Пробовали разные варианты, изначально это были печатные и электронные СМИ. Теперь мы видим, что 75–80% потока — результат сарафанного радио, но именно потому, что есть о чем рассказать, чем восхититься. Мы понимали, что сайт важен, это основной инструмент продаж и бронирования, поэтому сделали его до открытия первого квеста и сейчас уделяем ему большое внимание. Но, повторюсь, лучшая реклама — рекомендации, сарафанное радио. Ну и в самом начале — раздача бесплатных сертификатов на корпоративах, публичных мероприятиях. Один бесплатный клиент приводит 2-3 платных. Мы открылись 14 декабря открылись, а 19-го уже был первый платный клиент. Второго января мы провели семь платных игр.

— Почему «Взаперти» не участвует в дисконтных программах типа «необычных подарков»?

— Безусловно, это принесет приток клиентов, но это из серии 80 х 20, когда ты вкладываешь 80% усилий, а получаешь 20% отдачи, — так было бы для нас, во всяком случае.

— Кто ваша основная аудитория?

— Мы думали, что это будут студенты, но нет. В среднем это люди от 30 и старше. Согласно статистике сайта, от 26 до 30 лет.

— Вы планируете продавать франшизу «Взаперти»?

— Да, сейчас мы готовим предложение по франчайзингу. Причем инициатива была не наша. Если бы несколько месяцев назад нам предложили в этом направлении развивать наш бизнес, мы бы сочли, что еще рано, но, получив предложение теперь, согласились сразу. Пока не открою все карты, но сейчас уже мы ведем переговоры о продаже франшизы в другую страну. Сложность заключается в том, что на Западе открыть квест «Тайны перевала Дятлова» сложно даже на уровне визуальной обстановки, антуража. Если здесь мы находили «в бабушкиных сундуках», у антикваров артефакты по объявлению, то туда нужно всё везти, вплоть до ковров. А это очень важные составляющие, поскольку создают атмосферу присутствия. Не должно быть такого, что ты погружаешься в историю 59-го года, но при этом видишь утюг с евровилкой. Это мелочи, но… Мы участвовали в квестах, где был увлекательный сюжет, но не была воссоздана соответствующая атмосфера, что серьезно сказывалось на эмоциях участников.

— Каковы перспективы развития рынка? Эксперты говорят о некоем его перенасыщении.

— Пока это коснулось только крупных городов. Ижевск — небольшой город и совсем недавно начал играть в квесты. Да, летом ощутимый спад интереса, многие переезжают жить на дачи, выезжают за город, когда стоит хорошая погода. Между тем нас посетило пока только 3500 человек, т. е. большое количество потенциальных клиентов не играло и вообще не знает, что такое квесты. Другое дело, что есть и явно будут еще появляться некачественные квесты, которые как раз и губят индустрию, их основатели не стараются над авторскими загадками, все их испытания сводятся к поиску замков и ключей. Люди видят такое и не хотят больше играть. Если «Гильдия квестов» будет смотреть за «чистотой» рынка, его участников, сама принимать в свои ряды профессионалов, ее существование будет оправданным.

 Ваши планы на ближайшее будущее, помимо продажи франшизы?

— Мы построили новый квест «Искусственный интеллект», теперь уже в центре. Он принципиально отличается от других атмосферой и наличием технологических составляющих. 17 июля прошла первая игра. Другой квест — «Погребенный заживо», который планировали запустить еще раньше, будем переделывать —  немного промахнулись со сценарием. На этапе тестирования мы поняли, что не всегда нужны интеллектуальные загадки, расследования. Есть и желающие посетить «комнату страха»… для взрослых. Мы «Дятлова» оттачивали полтора месяца. Там масса старых вещей, которые не так просто заставить работать даже после ремонта и усовершенствования. Когда что-то не срабатывает, останавливаем время, по требованию участников возвращаем часть суммы.

 — Квест — одноразовое мероприятие. Рано или поздно каждый из них пройдут все желающие. Вы прикидывали, сколько лет отведено на существование одного квеста в Ижевске? И, учитывая эту особенность вашего бизнеса, как вы планируете его развивать — придумывать, строить новые, может быть, усложнять, видоизменять существующие или же основную ставку пока делаете на расширение своих границ присутствия в России и за рубежом?

— Квесты — это абсолютно новое направление в индустрии развлечения, у них большое будущее, в разных проявлениях. Уже сейчас мы делаем интерактивные квест-тест- драйвы в автосалонах, квест-тимбилдинги на природе. Для нас создание квестов — это творчество и искусство, такое же, как кинематография, театр и музыка. Квесты дарят людям эмоции, поэтому мы будем их делать в разных форматах.

СПРАВКА:

Квесты «Взаперти» проводятся в игровых комнатах площадью 25–30 кв. метров. Число участников — от двух до четырех, возрастная категория «16+». На прохождение всех испытаний отводится 60 минут. Отсчет времени идет на цифровых табло. Связь с администратором осуществляется по рации.

Досье

Руслан Журавлев. Соучредитель проекта «Взаперти», автор квестов.

Родился 15 мая 1988 года. Окончил ИжГТУ, факультет ИВТ. Будучи студентом 2-го курса университета, в 2006 году занялся предпринимательской деятельностью в сфере развлечений (купил первый комплект музыкального оборудования и начал проводить дискотеки и вечера в кафе и ресторанах).

Пробовал организовать продажу автоаксессуаров в 2008-2009 гг. Закрыл деятельность в связи с высокой конкуренцией на рынке.

В 2012 году занялся розничной торговлей детской одежды, закрыл отдел спустя  2 месяца, поняв, что занимается «не своим делом», несмотря на то, что проект начал приносить небольшую прибыль.

В 2014 году основал проект «Взаперти», автор квестов.

 

Квест «Взаперти»: 1 комментарий

  • Уведомление: Интернет-обзор: 9-22 августа 2015 | #TipicalOrg

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.