Сделать вам красиво, ижевчане?

В Ижевске, при участии специалистов (архитекторов, художников, урбанистов), властей, бизнеса и общественности, разрабатываются правила оформления фасадов зданий, входных групп.

Нужны ли городу эти правила, получится ли с их помощью привести архитектурный облик города к гармонии, или владельцы магазинов, офисов и по-прежнему будут действовать по своему усмотрению?

 Анатолий Бабушкин, владелец ООО «Софт джет»

Правила оформления фасадов, безусловно, оказали бы положительное влияние на внешний облик Ижевска. Причем, возможно в одних районах, улицах — это одни правила, в других — другие. И ценность этого проекта в первую очередь эстетическая.

Как житель этого города я хочу в определенный момент отдохнуть от рекламы, вдохнуть, так сказать, чистого воздуха в грудь, а в рамках Ижевска этого сделать негде. Вместе с тем, если взглянуть на эту ситуацию с точки зрения бизнеса, открывается совсем другая сторона вопроса. Каждой компании, магазину нужно как-то выделиться. Именно поэтому с каждым годом бизнес придумывает все новые и новые форматы рекламы и занимает новые рекламные площади. Более того, вспоминая выходы из метро в Москве, я очень рад, что в нашем городе не доходит дело до рекламы на асфальте. Т.е. обе точки зрения имеют право на жизнь. И эксперты в этом вопросе должны, на мой взгляд, найти решение, которое удовлетворит и горожан, и предпринимателей. Возможный вариант — ввести стандартизованные форматы рекламы, или преимущественные цветовые гаммы. Оптимальным может стать опробирование единого регламента не для всего города сразу, а для одной-двух улиц. Если получится — ввести подобные правила для всего города.

Полагаю, что путь к поиску компромиссного решения будет достаточно сложный. Особенно учитывая порой излишнюю бюрократичность правил и регламентов в нашей стране. Заниматься этим определенно стоит, и я благодарен людям, которые подняли вопрос улучшения архитектурного облика.

 Владимир Лихарев, телеоператор ТК «ТНТ-Новый Регион», блогер

Безусловно, необходимо привести город в порядок с точки зрения визуального мусора. Сейчас город больше похож на газету рекламных объявлений, которую бесплатно раскладывают по почтовым ящикам. Разновкусие владельцев магазинов в оформлении фасадов и вывесок превращает город в сплошную визуальную свалку, на которой мы сами же живем и по которой водим гостей.

Единый регламент оформления улиц Ижевску нужен, работа Студии Артемия Лебедева на московских улицах это доказывает наглядно. Конечно, позиции московской городской администрации в отношении владельцев и арендаторов в разы сильнее, чем у нас. Но я искренне надеюсь, что команде, работающей над дизайн-кодом Ижевска, все же удастся привести все стороны к взаимному пониманию и наш город будет меняться в лучшую сторону. Даже если получится навести порядок в рекламном оформлении фасадов хотя бы в центральной его части, это уже станет гигантским шагом вперед.

Олег Ахметов, директор по развитию Группы компаний «8 человек»

Я думаю, что оспаривать необходимость и важность таких правил даже не стоит. Конечно, они нужны! Ведь сегодня фасадные здания Ижевска представляют собой какой-то «пестрый ковер» из разномастных по стилю и дизайнерскому качеству вывесок. Это нужно исправлять и приводить все к каким-то единым стандартам. И, я надеюсь, они коснутся и оформления дворовых частей зданий, про которые как-то часто «забывают». Сейчас в Ижевске предприниматели, как правило, обращают внимание только на внешний вид фасадных частей зданий. В итоге, получается такая «потемкинская деревня», да и та не слишком приятна для глаз.

Александр Балицкий, проректор по внеучебной и социальной работе со студентами «ИжГТУ им. М.Т. Калашникова»

Вижу в этом вопросе, как минимум, два. Нужны ли правила, регламентирующие оформление фасадов и т.п.? Да, безусловно, нужны. Проблема их безвкусицы и аляповатости, обезображивающих городскую среду, очевидна. Окажутся ли они действенными? А вот насчёт этого, оптимизма я не испытываю. Далеко не всегда хорошие решения имеют свое практическое продолжение. Достаточно вспомнить судьбу законодательной попытки русифицировать многочисленные кричащие рекламы и названия на иностранных языках. Компанейски пошумели и… никаких последствий! Полагаю, что подобное будет и в этом случае, ибо, как правило, политической и административной воли, а то и желания, ввиду отсутствия ответственности и общественного спроса, нам явно не хватает.

Виктор Чулков, кандидат филологических наук

Необходимость в единых и обязательных к исполнению правилах оформления фасадов и входных групп очевидна. То, что мы имеем сегодня — это чуть облагороженное наследие 1990-х, этакие архитектурные «малиновые пиджаки» и фасадные «цепуры», которые разрушают остатки стилистического единства Ижевска.

Кстати, введение этих правил было бы возрождением традиции. Ижевский завод, насколько я понимаю, создавался как регулярное поселение и застраивался в соответствии с неким общегородским регламентом. Достаточно присмотреться к старым фотографиям, чтобы увидеть: Ижевск 18-19 в.в. не знал той архитектурной какофонии, в которой мы сегодня обретаемся.

Логично и то, что нынешний регламент создается коллективными усилиями всех заинтересованных сторон. Любая регламентация — это навязывание неких ограничений. И чем разумнее, понятнее и технологичнее эти ограничения, тем больше гарантии, что они будут исполняться.

Однако в наших реалиях остается непреложным стародавнее отечественное правило: гладко было на бумаге…Регламент может быть каким угодно замечательным, современным, вменяемым и т.д. Но у нас все упирается в исполнение. И тут можно ждать чего угодно: навязывания коммерсантам фирм, разрабатывающих фасады или входные группы, исполнителей работ, цен, козней в ходе утверждения проектов и т.д.

Самый замечательный регламент, так или иначе, упрется в качество исполнительной власти. А оно у нас оставляет желать много лучшего.

Владимир Байметов, ректор АОУ ДПО УР «Институт развития образования»

Безусловно, город нуждается в правилах, у него должно быть свое узнаваемое лицо. Боюсь только, что время для этого упущено. Первые и цокольные этажи всех домов на центральных улицах целиком отданы под магазины и офисы, каждый из которых оформлен в меру амбиций и финансовых возможностей владельцев. Причесать всех под одну гребенку если и получится, то вряд ли в короткие сроки.

Еще одна вечная проблема, практически философская — соотношение мнения специалистов и пожеланий обычных жителей. Я думаю, что с жителями нужно советоваться в определении функционального назначения территории, а ее облик на уровне конкретных градостроительных решений пусть определяют профессионалы с учетом общего представления о миссии города, его истории и перспектив развития. В этом случае город будет удобен для жителей и при этом приобретет свой уникальный узнаваемый имидж. Нужно доверять профессионалам, демократические механизмы типа публичных слушаний и референдумов уместны в решении политических вопросов, но в принятии экономических и хозяйственных решений лучше довериться профессионалам. Конечно, они тоже не застрахованы от ошибок, но, их решения по определению более ответственны и объективно обоснованы.

Александр Старков, директор промо-группы «КультProСвет»

Сегодня город Ижевск с визуальной точки зрения является полным проявлением исторической беспорядочности, который царит в городе последние 30 лет. На общеархитектурный советский фон 60-70-х годов тут и там наляпаны смысловые пятна 90-х и 2000-х — вывески, входные группы, рекламные носители и т.п. Причем так, как это было выгодно их хозяевам, а не горожанам. Невозможно получать эстетическое удовольствие от прогулки даже по прогулочным центральным улицам, потому что вокруг стоит беспрерывный «визуальный шум». Как и любой бардак, победить это можно, только наведя порядок. Как показал московский опыт, сделать это можно достаточно быстро. Но при одном условии — нужно знать, что делать. Для этого и необходим дизайн-код. А что касается тех бизнесменов, которым может показаться, что демонтаж их «прекрасного рекламного щита» ущемляет их права и интересы, то с ними нужно разговаривать. Мы привыкли быть жителями (то есть пользователями городской среды), но пока не умеем быть горожанами (хозяевами и хранителями Ижевска). Решая свои жизненные задачи, мы не принимаем во внимание потребности города и таких же, как мы, ижевчан. Отсюда весь этот визуальный ужас, который выполняет задачи предпринимательского сообщества, но делает это в ущерб городскому пространству, а значит и его обитателям — то есть потенциальным клиентам конкретных бизнесов. Если бизнесмены это поймут и примут, то никаких вопросов у них уже не возникнет».

Андрей Коновал, председатель Координационного совета гражданских действий Удмуртии
«В городах со своим ярко выраженным архитектурным лицом, сложившимся обликом уже сама культурно-историческая традиция и общественное мнение в значительной степени регулируют поведение предпринимателей и владельцев недвижимости в этом вопросе. В Ижевске общественное мнение в отношении организации городской среды и, оформления фасадов в частности, только начинает формироваться, а культурно-историческая традиция как элемент массового сознания практически отсутствует. На этом фоне уродливые входные группы, пренебрежение стилем, агрессивная и безвкусная реклама расцветают пышным цветом. Поэтому принятие подобного регламента необходимо. Понятно, что в отношении той небольшой части Ижевска, которая имеет собственный образ (это центр города с его зданиями сталинского ампира и конструктивизма и несколькими объектами классицизма 19-го века, а также «купеческий» кусочек ул.М.Горького) подход может быть более жестким, в отношении остальной части города – менее. Уже раздаются голоса, что, мол, регламент повредит бизнесу, войдет в противоречие с фирменным обликом федеральных торговых сетей…Во-первых, в реализации регламента, если он будет принят, нужен взвешенный подход, во-вторых, такие сети, например, как «Магнит» с их абсолютно оскорбительным для среды обитания горожан подходом к оформлению своих магазинов (уродливая обшивка красно-белым сайдингом) должны будут выбирать – или уважение к принятым правилам игры, городу и эстетическому вкусу, или уход из города».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.