Архив журнала

Розница в ассортименте: рейтинг покупательской привлекательности

Новый рейтинг Sm посвящен выявлению покупательской привлекательности торговых сетей Ижевска. В анкету были включены розничные сети, которые, по нашему мнению, а) действительно соответствуют этому названию: то есть стремятся работать в едином формате, соблюдают фирменный стиль в оформлении мест продаж, ведут единую маркетинговую политику и т.д. и б) сумели привлечь в свои магазины действительно большой поток покупателей.

Выборка

На этот раз нам пришлось отказаться от идеи получить итоговый результат только за счет опроса членов Ассоциации «Деловая Удмуртия» — большинство из них, как оказалось, просто не имеют времени бывать в ижевских магазинах и даже не представляют, чем отличаются магазины, например, сети «Ижтрейдинг» от магазинов сети «Столичный». Это был первый, хотя и совершенно неожиданный результат нашего опроса. Тем не менее полезный — розничным сетям точно не стоит ориентироваться на элиту, и, может быть, предпринимателям уже стоит задумать об открытии в городе бутиков не только одежных и парфюмерных, но и гастрономических, бутиков мобильной и бытовой электроники, которые элита предпочитала бы посещать лично.

В итоге мы пришли к выводу, что экспертами в данном случае могут стать люди активного возраста, со стабильным доходом среднего уровня (и выше), как раз и составляющие наибольший процент среди покупателей сетей, вошедших в анкету.

Критерии

Для оценки мы выбрали пять критериев, по которым можно в основном оценить комфорт потребителя при совершении покупки в том или ином месте. На наш взгляд, эти критерии универсальны для большинства розничных сетей и мало зависят от их товарной специализации.

Критерий 1: «Ассортимент». Оценка удовлетворенности ассортиментом товаров в магазинах указанной розничной сети.

Критерий 2: «Близость к транспортным потокам, наличие парковки». Предлагалось оценить удобство расположения магазинов сети, приспособленность торговых точек к приему необходимого количества покупателей.

Критерий 3: «Персонал». Оценивались подготовленность персонала, коммуникативные навыки, внешний вид.

Критерий 4: «Наличие дополнительных сервисов». Применяются ли в магазинах сети платежные терминалы для оплаты с помощью пластиковых карт, кредитные программы, дисконтные программы, доставка товара, насколько отлажен послепродажный сервис (в случае необходимости) и т.д.

Критерий 5: «Интерьер и экстерьер магазинов». Респондентам предлагалось оценить внешний вид и внутреннее устройство магазинов. В том числе — с точки зрения удобства совершения покупок — информативность витрин, удобство выкладки, возможность комфортного перемещения по магазину (для супермаркетов), чистота, наличие посторонних шумов и т.д.

Оценка по каждому из критериев выставлялась по 10-бальной шкале.

Результат

По итогам опроса выяснилось, что для покупателей ключевыми характеристиками привлекательности той или иной торговой сети являются наличие в магазинах обученного, коммуникабельного и (немаловажно) тактичного персонала, а также сервис и интерьер (экстерьер) магазинов. Аутсайдером нашего рейтинга по этим критериям оказалась торговая сеть «Айкай» (являющаяся, в то же время крупнейшей по числу магазинов), и не трудно предположить, что заложенный в них негатив уже не позволил нашим респондентам объективно оценить сеть по другим критериям. Например, «Айкай» имеет большое количество магазинов, расположенных в удобных и оживленных местах, однако по критерию «Близость к транспортным потокам, наличие парковки» сеть получила одну из самых низких оценок. Негатив наложился фоном.

Объективно говоря, по удобству расположения магазинов представленные в рейтинге сети примерно равны, однако разброс в оценках говорит о том, что даже удобно расположенный магазин с хорошим ассортиментом покупатели будут обходить стороной, если в нем неряшливый, хамоватый персонал и обшарпанные прилавки.

Рейтинг покупательской привлекательности торговых сетей Ижевска

Место в рейтингеАссортимент
(средний балл)
Близость к транспортным потокам, наличие парковки
(средний балл)
Персонал
(средний балл)
Наличие дополнительных сервисов
(средний балл)
Интерьер и экстерьер магазинов
(средний балл)
Суммарный средний балл
1.«Оптима»87,87,668,27,52
2.«Центр»877,6777,32
3.«Ваш Дом»6,86,26,7577,46,83
4.«Ижтрейдинг»7,47,266,256,86,73
5.«Винный клуб»7,46,66,66,26,66,68
6.«Цифроград»76,274,57,66,46
7.«Столичный»7,26,85,666,46,4
8.«Евросеть»67,564,255,45,83
9.«Домашние друзья»5,65,65,44,67,65,76
10.«Эльдорадо»55,45,44,2565,21
11.«Эконом»4,64,24,53,254,24,15
12..«2х2»4,85,83,42,53,64,02
13.«Айкай»3,84,622,52,43,06

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *