АЗС у подъезда

Компания «Паритет», входящая в холдинг UDS бизнесмена Алексея Чулкина, планирует реализовать в Удмуртии проект по строительству сети автоматических мини-АЗС, из которых не менее десяти намерена построить в Ижевске. Проект получил одобрение на Инвестиционном совете при администрации города, но встретил ощутимое сопротивление общественности.

Зачем UDS АЗС

Реализация проекта, представленного компанией UDS, несколько затянулась. На городском инвестиционном совете проект был одобрен еще в апреле 2016 года, и, судя по презентации, выложенной на официальном сайте Ижевска, уже в прошлом году в городе планировалось построить четыре АЗС. Однако компания только к концу марта этого года вышла на стадию проведения публичных слушаний по проектам планировки в Ижевске. За это время розничный рынок нефтепродуктов сильно изменился.

Падение мировых цен на нефть заставило Правительство РФ повысить налоги для нефтяников и акцизы на нефтепродукты. В связи с этим рентабельность розничного рынка нефтепродуктов снизилась. В Ассоциации независимых участников топливного рынка «Независимый топливный союз» подсчитали, что доходность на тонну топлива упала с 2000 рублей в 2015–2016 годах до 8 рублей в I квартале 2017-го (без НДС). НТС отмечает, что большинство независимых продавцов работало в первые месяцы года практически с нулевой рентабельностью.

При этом розничные цены на топливо жестко контролируются антимонопольной службой и поднять их до приемлемого уровня без риска получить огромные штрафы нет никакой возможности.

Снижение рентабельности почувствовали не только независимые игроки, но и крупнейшие нефтяные компании — по рынку ходят слухи о планах «Лукойла» продать сразу 700 АЗС в России, рентабельность которых не устраивает компанию.

В связи с этим планы UDS поднять прибыльность своего нефтяного направления за счет давальческой переработки добываемой нефти и продажи нефтепродуктов в розницу в существующих экономических условиях оказались под угрозой. Впрочем, розничные цены все равно будут расти, а налоговая политика может измениться в благоприятную для продавцов нефтепродуктов сторону, что позволит этому бизнесу приносить своим владельцам запланированную прибыль.

Экономический козырь проекта — строительство относительно недорогих (как в строительстве, так и в обслуживании) автоматических заправок. Однако самое главное — это не стоимость таких АЗС, а то, что для них не нужно больших площадей. Территорий, где АЗС вообще имеет смысл ставить, в городе совсем немного, и стоимость таких участков высока. Очевидно, что с полноформатными заправками UDS не имел бы никаких шансов зайти на рынок в Ижевске. Обычной АЗС требуется 2-3 тысячи квадратных метров, автоматической мини-АЗС — 150–300 квадратных метров.

Любопытно, что UDS рассчитывает на заключение с администрацией Ижевска соглашения о муниципально-частном партнерстве, что позволило бы холдингу получить желаемые земельные участки в аренду без проведения торгов (и, возможно, по льготной арендной ставке). Правда, еще год назад на Инвестиционном совете против этого высказался председатель комиссии Гордумы по бюджету Константин Котов, заметивший, что если компания хочет делать бизнес, то пусть это делает на равных со всеми условиях и покупает (арендует) участки на торгах.

Действительно, городу предлагается сегодня потерять в арендной плате за землю, чтобы через условные 50 лет получить в собственность сеть автозаправок, которые ему совершенно не нужны ни сейчас, ни в будущем.

 

Финансовая модель автоматических АЗС Ижевск
Из презентации следует, что за пять лет этот инвестиционный проект принесет бюджету Ижевска 9,7 млн рублей. Если все пойдет по плану, разумеется.

Почему общественность против

Строительство мини-АЗС имеет смысл исключительно в местах с большим автомобильным трафиком — это правило особенно актуально для заправок малоизвестных независимых компаний, которым приходится отвоевывать долю рынка у больших сетевых брендов. Именно этим обусловлены и формат АЗС, выбранный UDS, и места их предполагаемого расположения — наиболее оживленные магистрали Ижевска: 11 из отобранных для осуществления проекта участков находятся в центральной части города (на территории, ограниченной улицами Чугуевского, Горького, 10 лет Октября, Удмуртской).

Часть из этих участков расположена в непосредственной близости от жилых домов, а некоторые настолько близко, что нарушают существующие требования к санитарным зонам подобных объектов. Впрочем, этот факт не смущает ни проектировщиков, ни владельцев бизнеса, ни городскую администрацию. Зато возмущает жителей — тем, кто живет поблизости от оживленных магистралей, совершенно не нужны вблизи домов еще и АЗС.

Общественники также говорят о том, что выбранные под проект участки — это зеленые зоны, пусть неухоженные, но защищающие горожан от дорожного смога. Их и так в принципе немного и почему именно на их месте нужно строить «экологичные» АЗС UDS совершенно неясно.

 

Инвестиции или жизнь?

Если цели инвесторов понятны, то позиция городских властей в данном случае вызывает вопросы. Положим, инвесторов нужно поддерживать, но даже с экономической точки зрения в данном проекте не все однозначно.

Первое: заявленный объем инвестиций — 359 млн рублей. Эта цифра может оказаться исключительно декларативной, если что-то пойдет не так (вспомним проект муниципально-частного партнерства по строительству многоуровневых паркингов, в который в итоге не было вложено ни рубля).

Места расположения АЗС УДС УДС
Из таблицы видно, что места для автоматических АЗС подбирались с таким расчетом, чтобы отобрать часть клиентов у уже существующих АЗС.

Второе: предполагаемые налоговые отчисления тоже цифры умозрительные. За первые пять лет планируется перечислить в региональный бюджет 25,5 млн рублей налога на прибыль. А будет ли прибыль, учитывая объем инвестиций, существующую на рынке ситуацию и такие переменные, как спрос, цена, конкуренция и совершенно новый формат самообслуживания?

Третье: UDS не создает новый рынок или новый товар, это инвестиции в дробление уже и без того конкурентного рынка. Дополнительного объема прибыли в данном сегменте создано не будет — просто на существующий начнет претендовать еще один игрок. Поэтому если новая компания все-таки сработает с прибылью, то кто-то ее лишится, и, получив налоги в одном месте, в другом бюджет их недополучит.

Бюджет Ижевска от реализации этого проекта может получить  за пять лет 9,6 млн рублей в виде НДФЛ и арендных платежей(если все пойдет как запланировано). Стоят ли этих денег (еще не полученных) уже возникшие скандалы и потасовки на публичных слушаниях?

Администрация Ижевска должна руководствоваться не только логикой привлечения инвестиций, но и логикой улучшения жизни в городе. И эта логика подсказывает, что проект не настолько значим для экономики, чтобы ради него идти на нарушение санитарных норм и ухудшение качества жизни горожан. Удивительно, что администрация Ижевска, которая, несомненно, руководствуется и этой логикой тоже, допустила даже проведение публичных слушаний по заведомо спорным участкам.

Впрочем, по словам представителей городской администрации, проект все еще под вопросом. Учитывая негативный опыт столкновений с общественностью по «точечной застройке» и предстоящие осенью выборы в Госсовет УР, вероятно, администрация именно так и поступит — исключит спорные участки (даже те, что уже «прошли» публичные слушания) и оставит такие, где мини-АЗС, которые, по мнению инвестора, «повысят уровень бытового обслуживания населения», никому не помешают, возможно будут полезны и даже что-то повысят.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.