ИнфраструктураМостСюжеты

Так что будет с Камским мостом?

Под мостом

Проект по строительству платных мостов через реки Каму и Буй в Удмуртской Республике быстро превращается из триумфального в провальный. Концессионер, обремененный долгами, прекратил строительство, и неясно, когда возобновит. Правительство Удмуртии, вместо «лично курирует», создает межведомственную комиссию, на которую и возложена ответственность за выход из тупиковой ситуации — «поражение всегда сирота». Если мост через Каму не сдадут вовремя, точнее, не сдадут вовремя еще раз, стоит ожидать обвала котировок акций правительства УР, которое, вероятно, похоронит под собой не только карьеры членов межведомственной комиссии, но и тех, кто их туда назначал.

 Шутили с президентом

19 сентября 2015 года, 28 июня 2016 года, 21 сентября 2016 года — это даты заседаний Военно-промышленной комиссии РФ. Между первой и второй — девять месяцев, между второй и третьей — меньше трех. Кроме того, 8 сентября 2016 года Владимир Путин провел совещание по вопросам использования потенциала предприятий ВПК в производстве высокотехнологичной гражданской продукции, 10 сентября 2016 года — совещание по основным параметрам госпрограммы вооружений на 2018–2025 годы. Практически те же вопросы, что обсуждали на Военно-промышленной комиссии в Ижевске. Была ли нужда президенту ради этого собирать внеочередное совещание ВПК? Да еще и назначать его на тот же день, когда была официально назначена сдача в эксплуатацию моста через Каму?

Практически нет сомнений, что визит Путина в Ижевск планировался именно в связи с открытием камского моста, хотя президенту, конечно, виднее, когда и где собирать ВПК. Замена мероприятий была, очевидно, вынужденной — незадолго до того выяснилось, что мост не готов. Неизвестно, насколько Владимир Владимирович оценил сюрприз от руководства Удмуртии, только с тех пор, как он уехал, вокруг камского моста стало происходить что-то совсем уж непонятное.

Казначейство денег не обнаружило

Разумеется, все вышесказанное можно считать досужей выдумкой и подтасовкой. Как и начавшуюся после отъезда президента серию проверок, арестов и обысков — совпадением. Любопытным, например, оказался документ, опубликованный республиканским Управлением федерального казначейства по Удмуртской Республике. Это отчет о результатах проверки соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации при реализации регионального инвестиционного проекта «Строительство и эксплуатация на платной основе мостовых переходов через реку Кама и реку Буй…» за период с 1 января 2011 года по 30 сентября 2016 года в Министерстве транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики, проведенной УФК по УР по поручению Федерального казначейства.

Этот документ не делает яснее ситуацию с финансированием проекта, а, скорее, еще более ее запутывает, подчеркивая, насколько плохо осуществлялось управление строительством мостов со стороны Удмуртской Республики:

«Миндортрансом УР в 2014 году перечислены ООО «РИК» средства субсидии из Инвестиционного фонда Российской Федерации в сумме 1 991 284 665,00 руб. для оплаты за строительно-монтажные работы, выполненные на объекте «Участок автодороги Ижевск — Сарапул — Камбарка. Мостовой переход через реку Кама у г. Камбарка» (Участок № 1) по инженерному проекту, не соответствующему заключению Главгосэкспертизы от 09.11.2009 № 689-09/ГГЭ-6355/04, при отсутствии актуальной проектно-сметной документации, прошедшей государственную экспертизу, без проведения проверки достоверности определения сметной стоимости объекта капитального строительства»;

«Миндортрансом УР выполнение графика выполнения работ, установленного приложением № 4 к Соглашению от 10.10.2011 № 335, не обеспечено, а именно строительство в срок до 31.12.2014 не закончено, изменения в график выполнения работ, подписанный Минрегионом России, в проверяемом периоде не вносились»;

«Планы-графики финансирования Проекта, планы-графики выполнения работ на 2012, 2013, 2015, 2016 годы с разбивкой по кварталам года не составлялись, Правительством Удмуртской Республики, Минрегионом России, Минэкономразвития России не утверждались»;

«Миндортрансом УР контроль за исполнением концессионером обязательств по соблюдению сроков создания объекта концессионного соглашения не осуществлен».

Но самое любопытное, что проверка казначейства утверждает, что «Миндортрансом УР софинансирование Проекта из бюджета Удмуртской Республики, предусмотренное Паспортом Проекта, в 2013–2015 годах в общей сумме 1 332 960 000 руб. не обеспечено. Условия софинансирования за счет средств бюджета Удмуртской Республики, предусмотренные концессионным соглашением, в 2015 году Миндортрансом УР не выполнены — средства из бюджета Удмуртской Республики в сумме 106 263 788 руб. в ООО „РИК“ не перечислены».

Возможно, выглядит чересчур пугающе — есть вероятность, что Миндортранс просто не удосужился предоставить для проверки документы, подтверждающие перевод денег. С другой стороны, кому, как не казначейству, знать, переводились ли деньги со счетов министерства в казначействе? И даже тот факт, что проверяющим не предоставили документы сам по себе странный — за это ответственным лицам грозит штраф. То есть или зарплаты у этих лиц велики, или есть что скрывать?

Министр дорожного хозяйства и транспорта УР и председатель Правительства УР утверждали, что финансирование проекта со стороны бюджета Удмуртской Республики практически завершено — республика перечислила концессионеру более миллиарда рублей. Может быть, это было сделано только в текущем году?

Инфографика. Финансирование Камского моста

Не по плану

Мы публикуем схему финансирования инвестиционного проекта по годам — как она выглядела в распоряжении председателя Правительства РФ. Кстати, не исключено, что в инвестиционном соглашении она отличается — к сожалению, самого соглашения и многочисленных поправок к нему в открытом доступе нет. Впрочем, вряд ли значительно — судя по тому, что в том документе (как это видно из отчета УФК по УР) срок ввода объектов концессии в эксплуатацию — 21.09.2016.

Из схемы видно, что невыполнение условий финансирования проекта концессионером (не исключено также, что и концедентом тоже) должно было стать очевидным для правительства республики уже в конце 2015 года — даже с учетом возможных задержек по проекту. Остаток финансирования на 2016 год из всех источников составлял бы по плану всего-то около 110 миллионов. Но почему-то не стало. Причем согласно условиям концессионного соглашения софинансирование из бюджетных источников должно было осуществляться «пропорционально частями на основании подписанных концедентом и концессионером актов промежуточной приемки выполненных работ и после оплаты концессионером соответствующей части указанных работ».

Видимо, в концессионное соглашение вносили так много правок, что оно уже перестало что-либо значить для сторон. Отдельные источники указывали на изменения в проектной документации, которые должны были привести к удешевлению сметной стоимости, но не привели. Другие вспоминают, что в конкурсной документации окупаемость объектов концессии рассчитывалась исходя из максимальной стоимости проезда по двум мостам для легковых автомобилей в 200 рублей. Однако в апреле 2016 года Правительство УР приняло постановление, которое эту цифру увеличило уже до 489 рублей.

Что теперь со всеми этими недостроенными мостами делать? В настоящее время у Удмуртии нет даже никакого залога в обеспечение вложенных средств. Гарантия на 1 млрд 400 млн рублей, которую концессионер по условиям соглашения обязан продлевать ежегодно до момента сдачи объекта в эксплуатацию, просрочена и пока не продлена. Если верить заявлениям республиканских чиновников, в общей сложности концессионер должен вложить еще около 1,5 млрд рублей и около 300 млн рублей — бюджет Удмуртской Республики. Большая часть средств, вложенных концессионером, — кредитные. То есть в случае досрочного разрыва концессионного соглашения ВТБ мог бы забрать себе часть доли концессионера в проекте и продать ее с дисконтом компании, которая сможет завершить строительство. Другой вариант — если дело только в деньгах — концессионер сам мог бы продать или заложить свои будущие доходы и на эти деньги закончить строительство.

2 комментария для “Так что будет с Камским мостом?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *