Пять лет — полёт нормальный

Пять лет назад в авиакомпании «Ижавиа» началась неафишируемая, но от этого не менее реальная программа реновации предприятия. По большому счету, это было требование времени, хотя понятно, что, если бы не усилия руководства компании, эти требования могли бы еще долгое время игнорироваться, как это происходило до того. Привела ли эта программа к каким-либо ощутимым результатам и что из задуманного не получилось?

Ижавиа пять лет назад

Предыдущему руководителю «Ижавиа» Михаилу Хатомкину удалось сделать главное — сохранить авиакомпанию, но, к сожалению, не более — состояние компании к началу 2012 года, когда предприятие возглавил Александр Городилов, было критическим: чистый убыток за 2011 год составил 129 млн рублей, задолженность за ГСМ превышала 106 миллионов. Помимо финансовых сложностей, «Ижавиа» необходимо было решать проблемы с оборудованием для наземного обслуживания судов, сервисом и самими воздушными судами.

Здание аэровокзала нуждалось в капитальном ремонте, наземное оборудование, предназначенное для обслуживания пассажиров и воздушных судов, обеспечения безопасности полетов, было изношено. Предприятие вынужденно отказало авиакомпании «Руслайн» в осуществлении рейсов в период зимней навигации 2012 года в связи с тем, что не имело оборудования для противообледенительной обработки воздушных судов со сверхкритическим профилем крыла.

Сервис тоже сильно отставал от требований времени: возможность заплатить за билет платежной картой, а не наличными у пассажиров «Ижавиа» появилась только в 2011 году. И только в 2011-м компания начала продавать электронные билеты.

Кроме того, на тот момент существовала угроза, что компания «Ижавиа» может вообще перестать существовать как авиаперевозчик, — после катастрофы Як-42 в Ярославле Правительство РФ рассматривало как вариант полного запрета эксплуатации воздушных судов Як-42, так и вариант удаления с рынка небольших авиакомпаний (установив минимальное количество ВС вместимостью более 55 кресел в 20 судов для одной авиакомпании).

Коротко состояние «Ижавиа» к началу 2012 года можно было описать как переходное от «отсталая» к «умирающая». Чтобы развернуть процесс в направлении «развитие», требовались не столько финансовые вливания, сколько смена системы управления предприятием.

Ижавиа перонный автобус
Одним из первых в 2012 году был заменен перонный автобус. Прежний сохранился еще с советских времен и больше напоминал грузовик, чем пассажирский транспорт.

«Земля» отстает от «неба»

Генеральный директор АО «Ижавиа» Александр Городилов, говорит, что из 90 единиц техники, числившейся на балансе предприятия в начале 2012 года, 78 годились только в металлолом. «Было понятно, что необходимо обновлять в первую очередь парк наземной техники, потому что „земля“ отстает от „неба“. И за прошедшие пять лет мы закупили в общей сложности 35 единиц техники, без которой компания просто не может развиваться».

В первую очередь в «Ижавиа» заменили перронный автобус и купили комплекс для противообледенительной обработки воздушных судов, что позволило, например, компании «Руслайн» беспрепятственно совершать рейсы из ижевского аэропорта круглый год (список основного оборудования, приобретенного авиакомпанией «Ижавиа», см. в справке СД). Был проведен ремонт систем пожарной сигнализации и пожаротушения, кондиционирования, визуализации информации здания аэровокзала, заменено периметровое ограждение аэропорта, закуплено оборудование для проверки багажа и ручной клади. Все вышеперечисленное было сделано уже в первый год работы новой управляющей команды «Ижавиа».

Ижавиа в 2011-2016 года Инфографика
ИжАвиа в 2011-2016 годах Инфографика

Справка СД

С 2012 года авиакомпания «Ижавиа» приобрела 35 единиц техники, предназначенной для обслуживания воздушных судов и пассажиров. Среди них: комплекс противообледенительной обработки, перронный автобус, амбу-лифт (машина для посадки людей с ограниченными возможностями), три шнекороторные машины для чистки от снега территории аэропорта, два трапа, два пожарных автомобиля, автомобиль скорой помощи, три поливомоечные машины, автоматы для запуска двигателей, микроавтобусы для перевозки экипажей.

Парк воздушных судов увеличен в два раза — до 12 самолетов. Из них 10 — Як-42Д, в каждом из которых проведена реновация интерьера и экстерьера.

Воздушный парк

Слабым местом авиакомпании, как принято считать, остаются ее самолеты. Действительно, Як-42Д («Ижавиа» является крупнейшим эксплуатантом этого типа ВС — авиакомпания в настоящее время эксплуатирует 10 самолетов Як-42Д) в серийное производство был запущен еще в 1988 году, и после того, как в 2012 году был обанкрочен Саратовский авиационный завод, выпускавший эти самолеты, их эксплуатационно-техническое сопровождение стало головной болью для владельцев.

Тем не менее, по мнению специалистов, Як-42Д является надежной машиной, пригодной в том числе и для работы в самых тяжелых климатических условиях. По словам Александра Городилова, ставка «Ижавиа» на Як-42Д оправдана как с технической, так и с экономической точки зрения.

«Як-42Д имеет три двигателя против двух у Boeing, что значительно повышает шансы воздушного судна на благополучную посадку в случае нештатной ситуации, — говорит гендиректор «Ижавиа». — Кроме того, на Яках мы имеем возможность летать зимой в районы Крайнего Севера, где машины иностранных производителей просто замерзают. В том числе благодаря этому наша компания выиграла тендер нефтедобывающей компании „Роснефть“ на авиаперевозки на сумму 2,6 млрд рублей. Разница в расходе горючего между Як-42Д и аналогичными по классу Boeing или Airbus составляет всего полтонны на час полета, при том, что аренда и обслуживание Яков обходятся значительно дешевле».

Кстати, из девяти арендованных Як-42Д «Ижавиа» оплачивает полную стоимость аренды только за четыре машины, еще за две — половину стоимости и за три — не платит вообще ничего.

«Существует требование, согласно которому авиакомпания, осуществляющая регулярные пассажирские перевозки, обязана иметь не менее восьми воздушных судов вместимостью от 55 кресел, — объясняет Александр Городилов. — Благодаря тому, что лизингодатель пошел нам навстречу, «Ижавиа» сегодня соответствует этим требованиям. Его выгода в том, что сейчас он получает платежи за шесть самолетов, а если мы не будем летать, то он не будет зарабатывать вообще ничего».

Впрочем, учитывая, что новых Яков давно не выпускают, а ресурс существующих хоть и возобновляем, но небесконечен, переход но новые типы воздушных судов для авиакомпании «Ижавиа» неизбежен. Это вопрос времени и финансов. Однако сейчас для компании он точно не самый острый.

Ижавиа спецтехника
За пять лет компания «Ижавиа» на 30% обновила парк техники. В первую очередь купили и заменили спецтехнику, отвечающую за обслуживание пассажиров и обеспечение безопасности.

Аэродром

Намного важнее вопрос реконструкции всего аэропортового комплекса: от взлетно-посадочной полосы до здания аэровокзала. Как известно, реконструкция ижевского аэродрома, являющегося федеральной собственностью, много раз откладывалась из-за недостатка средств. С этим проектом увязан другой — реконструкция недостроенного здания аэровокзала, находящегося в республиканской собственности, а также систем жизнеобеспечения аэропорта — очистных сооружений, скважин, котельной и проч.  В совокупности затраты оцениваются в 2,6 млрд рублей, из которых 1,5 млрд — федеральная часть финансирования (ВПП, светосигнальное оборудование, места стоянок воздушных судов, рулежная дорожка) и 1,1 млрд рублей — региональная (строительство аэровокзала и систем жизнеобеспечения).

Реконструкция позволила бы ижевскому аэропорту принимать практически неограниченное количество рейсов и, в общем, решила бы проблему конкуренции в авиаперевозках, на отсутствие которой привыкли жаловаться ижевчане. Впрочем, неизвестно, насколько это может сказаться на стоимости билетов на самом популярном рейсе Ижевск — Москва.

Экономика

Цены на билеты — главное, за что критикуют «Ижавиа» (хотя за такие же цены компанию «Руслайн», например, никто не критикует). В действительности экономическое состояние большинства российских авиаперевозчиков вовсе не способствует ценовым войнам. Только по итогам I квартала 2016 года совокупные операционные убытки российских авиакомпаний достигли 24 млрд рублей. 2015 год принес общий убыток в 8,5 млрд рублей.

Увеличение пассажиропотока в прошлом году позволило авиакомпаниям выправить ситуацию, хотя и ненадолго. Кратковременный рост основных экономических показателей (и прибыли) у большинства из российских авиаперевозчиков в середине 2016 года был связан с разделом пассажиропотока обанкротившейся компании «Трансаэро» и бюджетным субсидированием перевозок на ряде направлений. Это подтверждает тот факт, что в IV квартале года авиакомпании вновь начали показывать убытки.

И если крупные авиакомпании могут компенсировать убытки на внутренних линиях прибылью, полученной на международных перевозках (именно так и происходит), а также за счет роялти за пролет над территорией России (только в случае «Аэрофлота»), то для небольших компаний, летающих почти исключительно внутри России, демпинг равен самоубийству. Это доказали на собственном примере «Авианова», SkyExpress и даже совсем немаленькая «Трансаэро» (была вторым перевозчиком в РФ, получала так же, как и «Аэрофлот», роялти).

Эксперты прогнозируют, что рост объемов провозной емкости (количества воздушных судов) у российских авиакомпаний в 2016 году, несопоставимый с динамикой увеличения пассажиропотока в текущем году, приведет к новым убыткам, и советуют авиаперевозчикам быть крайне осторожными в ценовой политике и выборе рыночной стратегии.

Разумно-консервативная политика «Ижавиа» в части ценообразования, нежелание руководства компании ввязываться в ценовые войны позволяет предприятию ежегодно наращивать выручку: с 2011 года она увеличилась более чем в два раза (с 1,096 млрд до 2,4 млрд рублей (данные: kartoteka.ru)). Плюс повышение коэффициента использования провозной емкости: чартерные рейсы, корпоративные перевозки, увеличение частоты рейсов на наиболее выгодных направлениях, расширение маршрутной сети. «Ижавиа» по этому показателю (процент коммерческой загрузки — 78,6) занимает седьмое место среди 35 крупнейших авиаперевозчиков России. В 2016 году компания перевезла на 40 тыс. пассажиров больше, чем в 2015-м (рост 15%), установив личный рекорд — более 307 тыс. пассажиров (в 2011-м — 168 тысяч; данные: Росавиация), в I квартале текущего года — уже на 27,5 тысячи больше, чем за аналогичный период прошлого года.

При этом, учитывая скорое появление прямого конкурента — «Саратовских авиалиний» и в перспективе, после реконструкции аэродрома, других авиакомпаний, ижевскому авиаперевозчику уже сейчас нужно понимать, за счет чего ему удастся сохранить свое место на рынке, как не уступить конкурентам и  одновременно не уйти в штопор демпинга.

Справка СД

АО «Ижавиа»

География полетов включает сегодня 80 аэропортов России и стран ближнего зарубежья, в 36 из которых полеты открыты в 2012–2016 годах. На рынке чартерных перевозок АО «Ижавиа» выполняет рейсы в интересах нефте- и газодобывающих, строительных компаний страны в районах Крайнего Севера и Дальнего Востока (НК «Роснефть» и дочерние предприятия, «Газпром спецгазавтотранс», «Башнефть-Полюс», «Газартстрой», «Газпром Трансгаз Ухта», «Заполярпромгражданстрой»). В 2016 году предприятие стало победителем конкурса НК «Роснефть» на период до 2021 года. Объем предстоящих перевозок в денежном выражении составляет 2 683 млн рублей.

В 2016 году услугами авиакомпании воспользовались 307 641 человек. Рост по отношению к 2015 году составил 15%, к 2012-му — 76%. В общей сложности за пять лет перевезено 1 млн 318 тыс. 823 пассажира.

Пять лет — полёт нормальный: 3 комментария

  • 23.05.2017 в 13:57
    Permalink

    «на Яках мы имеем возможность летать зимой в районы Крайнего Севера, где машины иностранных производителей просто замерзают»
    Да ладно!?! Интересно, как Аэрофлот и S7 в Якутске со своими Аэробусами и Боингами не замерзают)))
    «Як-42Д имеет три двигателя против двух у Boing, что значительно повышает шансы воздушного судна на благополучную посадку в случае нештатной ситуации, — говорит гендиректор «Ижавиа»
    Чушь Городилов несет!!! Кол-во двигателей не показатель безопасности полета и ни как не влияет на благополучный исход ситуации. Тушку 154 посадили несколько лет назад вообще без двигателей.

  • 24.05.2017 в 15:23
    Permalink

    boeing же
    ужас!

  • 24.05.2017 в 16:36
    Permalink

    Упс. Исправили

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.